Bishop Gregory ([info]hgr) wrote,
  • Music: Умка--Прямая речь

Умка vs Янка, и о художественной психиатрии заодно

Там, на обратной стороне луны
Там, на обратной стороне планет
Запасов сна хватает до весны
А до весны еще десятки лет



эта песня даже музыкально напоминает "Столетний дождь" (наверное, музыковед легко смог бы сформулировать, чем именно). а слова вот эти -- и подавно:

Hад пpопастью весны собpались сны
И pанние глотки большой тоски.
Hогтями по стене скpебет апpель,
Как бyдто за стеной pастyт цветы,
Как бyдто их yвидеть с высоты.



тут не просто "весна" как главный символ смерти для нашего панка

мы идем в тишине по убитой весне (Черный Лукич и также ГрОб),

Мир пробудился от тяжелого сна
И вот наступила еще большая весна
(ГрОб)

Умереть в морозную погоду
И когда на крышах тает снег
Умереть в морозную погоду
Умереть, так просто умереть

Снег лежит на крышах
В лужах мерзнет лед
Глупая примета:
Верба расцветет
(Свин)

(когда-то мы тут обсуждали, но так и не осуществили даже целую идею электронной антологии панк-весны; кстати, неплохо бы ее реализовать все-таки)

-- а именно очень конкретное пересечение с Янкой: ведь у Янки тоже про "за стеной", про невидимый мир...

но Умка еще больше залезает на "нашу" территорию. вот, следующий куплет:

Запомнить сон, запомнить забытье
За хвост наружу вытащить его
Увидеть ночь, услышать звон ее
Небесных стрел ночное торжество


-- разве не вспоминается "Видели ночь" Цоя (и, соответственно, "звон ее" -- любимая музыка)?

в том же альбоме есть еще заглавная песня "600", которая явно Умкин вариант "Уездного города N" Майка.

вот чево я об этом думаю:

совпадение тут в космологии: есть два не существующих друг для друга мира, из которых главный один, но он доступен только через смерть.

Умка решает проблему как обычный поэт -- т.е. через внутренний схизис (ту меру психоза, которую психиатрия квалифицирует как норму), разделение себя на двух разных людей. это провозгласил в русской культуре еще Пушкин: пока не требует поэта / к священной жертве Аполлон...

тут один ученик выпускного класса отлично написал об этой позиции в своем школьном сочинении о Хлебникове:

Велимир Хлебников был поэтом и по жизни. Это вам не Пушкин, ибо на самом деле Пушкин - это Евгений Онегин. да-да, доктор Фрейд вам это объяснит. Хлебников жил действительно как отрешенный, как юродивый, святой (...) "Зима! Крестьянин, торжествуя..", "Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный..". чувствуете разницу? Юродивый Хлебников и франт-Пушкин, которому даже не нужно было вылезать из постели со своей Наташей Гончаровой.


вот и я об этом же говорил: что христианство требует (а вовсе не предлагает на выбор; оно предлагает только возможности к этому) от каждого человека или быть поэтом ("поэтом по жизни"), или идти нафиг, причем, именно в тот Абсолютный Нафиг, которым являются вечные мучения. тут можно вспомнить кое-что относительно греха хулы на Св. Духа.

для Янки это был совершенно не вопрос. ее не интересовала никакая поэзия, кроме "поэзии по жизни". это относится и вообще ко всему нашему сибирскому панку.

поэтому, при похожих взглядах на мироустройство, Умка описывает (реальные, я думаю, даже физически реальные) душевные страдания от дефекта -- от схизиса, а Янка ставит реальную проблему: как пройти через смерть. Умка очень боится смерти, даже до неприличия -- совсем не по-военному (вот в этом альбоме: "Проехали"), а для Янки это просто постоянная реальность, с которой живешь всегда и относительно которой только и существуют все вообще вопросы. поэтому у Янки постановка вопросов -- христианская.

а новый альбом Умки -- это (и особенно на фоне того, что она умеет записывать свою "прямую речь" все лучше и лучше) жалобы пациента. как известно, пациента всегда нужно слушать внимательно, но никогда нельзя принимать его объяснения причин его болезненных состояний и мотиваций его поступков.

стратегия терапии тут очевидна: преодолеть схизис, снова поставить задачу необходимости быть поэтом также и "по жизни".

Проснулся сон, не смог себя понять
И захлебнулся черною дырой
Свалился внутрь себя же догонять
Забудь о нем и дверь за ним закрой


-- не так. надо пуститься вдогонку и догнать.

но это стратегия терапии. а тактика -- это сказать, с чего нАчать. тут надо быть терапевтом.

  • Post a new comment

    Error

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 50 comments

[info]elga74

December 26 2005, 18:32:58 UTC 6 years ago

У Янки - "Столетний дождь".

И еще, в копилку, о весне: Апрель Цоя.

[info]hgr

December 26 2005, 18:45:09 UTC 6 years ago

у меня ж "столетний дождь" цитируется ))
про "Апрель" своевременно, спасибо!

[info]yms

6 years ago

[info]yms

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]yms

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]lxe

December 26 2005, 19:25:44 UTC 6 years ago

кстати, неплохо бы ее реализовать все-таки

AFAIK, дело заморозилось на дизайне.
Может, остановиться на имеющихся вариантах?

У меня впереди 10 дней каникул. Будет отмашка - сделаю.
(Для надежности сбросьте, как сейчас видите дерево разделов. Можно начерно.)

[info]hgr

December 26 2005, 21:09:29 UTC 6 years ago

как можете, на свое усмотрение. спасибо!

[info]ex_lost000602

December 26 2005, 20:48:03 UTC 6 years ago

"вечная весна в одиночной камере"

[info]hgr

December 26 2005, 21:09:46 UTC 6 years ago

да. конечно.

[info]esh88

December 26 2005, 21:43:38 UTC 6 years ago

ещё в Питере обсуждал это
чтобы хоть походить или искать сходство с Дягилевой Герасимовой нужно, ну, умереть

[info]hgr

December 26 2005, 21:58:25 UTC 6 years ago

или выздороветь (в некотором -- не медицинском -- смысле слова). лучше бы так. для этого, впрочем, когда у тебя раздвоение личности, как раз и нужно умереть, только наполовину.

[info]_elka_

December 27 2005, 00:18:15 UTC 6 years ago

"Бензином пахнет весна и мыло" (ГРОБ) - это да!

[info]hgr

December 27 2005, 01:12:28 UTC 6 years ago

да!))

[info]learoy

December 27 2005, 09:01:45 UTC 6 years ago

"Весна как символ смерти".
Есть такой момент в городской весне, когда снег уже расстаял (зима умерла, разложилась до слякоти), а зелень еще не появилась. И кажется, что не появится никогда, что бы не говорилось в книгах. Это миг пустоты, короткого, но страшного откровения. Ощущаешь обман, который лежит в основе твоего существования. Тут-то и просыпаются суицидальные настроения...
Это мысли "по поводу". Извините, что влезаю.

[info]hgr

December 27 2005, 09:29:01 UTC 6 years ago

как раз спасибо. интересное объяснение и правдоподобное.

[info]krylov

December 27 2005, 09:23:24 UTC 6 years ago

У Янки же. "На дороге пятак": "Всех известий - пиздец да весна началась".

[info]hgr

December 27 2005, 09:28:28 UTC 6 years ago

верно. спасибо!

[info]ex_lost000602

December 27 2005, 10:28:33 UTC 6 years ago

ещё вспомнил прекрасное. У Вени Дркина в "Копернике", помните?


Спасибо, колдунья-весна, за твою акварель,
Спасибо вам, вешние чары, за нашу любовь,
За маленький домик, с видом на небо, а в небе апрель.


И это при невероятной депрессивности основного текста.

[info]hgr

December 27 2005, 10:45:51 UTC 6 years ago

а я его плохо знаю, не то что помню.
так что спасибо!

[info]ales_wyr

6 years ago

[info]ttww_ant

December 27 2005, 12:19:49 UTC 6 years ago

+1
Чесно, парадовал

[info]tugodum

December 27 2005, 22:54:39 UTC 6 years ago

никогда не верил этой Вашей Умке. даже хуже, чем Пушкин, ей Богу.

[info]cor

December 28 2005, 07:41:26 UTC 6 years ago

сравнивать пушкина и хлебникова -- какой-то дикий анахронизм. как сравнивать моцарта со стравинским. мол, хрен его знает, что этот стравинский настравинил, а вот моцарт -- это да! или, что это там за рококо всякое -- то ли дело арт-деко: жизненно, функционально! (хотя я и сам не очень люблю "рококо всякое" :-P )

[info]alexey_vtulov

December 28 2005, 10:11:31 UTC 6 years ago

Лучше Моцарта с Летовым сравнивать. Ну хоть с Лукичом...

[info]cor

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]cor

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]cor

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]cor

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]cor

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]cor

6 years ago

[info]hgr

6 years ago

[info]d0tcom

6 years ago

[info]cor

6 years ago

[info]alexey_vtulov

December 28 2005, 10:08:52 UTC 6 years ago

А еще у Янки: "Только дождь вселенский нас утешит/Только страх реальный нам поможет"

[info]hgr

December 29 2005, 22:38:15 UTC 6 years ago

да!

[info]martsefal

December 28 2005, 11:07:50 UTC 6 years ago

Мне кажется, что Умка что-то неуловимое цитирует здесь и из "Придет Вода"

- А у ГР.ОБ - как же без "Вечной Весны"? Да и еще десяток песен наберется...

[info]hgr

December 29 2005, 22:38:01 UTC 6 years ago

спасибо!

[info]alexakarpov

December 30 2005, 15:42:07 UTC 6 years ago

Или ещё

Толще видим, глубже мрем
Круче гадим, жарче жрем
С каждым страхом, с каждой
Весно-о-ой


Тоже вот давно заметил эту нетипичную роль весны у Летова ) ассоциация - с сансарой у буддистов, в смысле что каждая весна как реинкарнация, только вот карма всё хуже и хуже.

[info]hgr

December 30 2005, 21:00:22 UTC 6 years ago

важно. спасибо!

[info]magicnah

February 12 2006, 05:36:56 UTC 6 years ago

Почти по Жванецкому.

Летова не слушаю и никогда не буду слушать. Но скажу.
Если есть сомнения в непорядочности летова - не сомневайтесь.

[info]hgr

February 12 2006, 10:23:17 UTC 6 years ago

Re: Почти по Жванецкому.

Летов не на луне живет, у меня с ним есть общие знакомые, некоторые из них очень близкие.
у меня составилось впечатление, что там просто несколько другие патологии, нежели непорядочность. но это не причина, чтобы...

[info]ales_wyr

February 20 2006, 16:07:08 UTC 6 years ago

ИМХО, 600 - самый важный альбом Умки. Пороговый.
Очень меткие замечания про "жалобы пациента", спасибо.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…