Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

пояс Богородицы (краткая справка)

в моей статье про праздник Покрова мне пришлось сделать кое-какие изыскания по истории культа Пояса Богородицы в К.поле.

относящиеся к этому части статьи -- 2.4.2 и 3.1. даже для тех, кто читает по-английски, статья мб. не очень понятна, т.к. она написана для византинистов и им подобных. поэтому очень краткое резюме.

легче начать с конца: когда культ возобновился.

это произошло в К.поле при Льве Мудром в связи с одной из его жен по имени Зоя. проблема в том, что из четырех его жен целых две были Зои, и с каждой был связан какой-нибудь церковный скандал. я прихожу к выводу, что актуализация культа Пояса была связана со второй Зоей, Карвонопсиной, т.е. с самым большим скандалом царствования Льва 6 -- делом о его четвертом браке. тогда событие точно датируется 31 августа 907 г.

был открыт хранившийся в храме Халкопратии запечатанный ларец, который, как думали собравшиеся, не открывали более 900 лет, -- и там оказалась совершенно нетленная ткань.
цифра "более 900 лет" указывает на дату Рождества Христова (по виз. традиции -- 5500 год от создания мира = 8 год до РХ по западному счету Дионисия Малого), т.е. дата события -- после 892 года.

из этого также понятно, что пояс относили к реликвиям Рождества (материя, пропитанная молоком Богородицы: такие женские пояса вполне соответствовали античной моде).

но откуда вообще взялся этот ларец, который тогда открыли?

до 860 года именно Пояс, а не Риза Богородицы (Риза -- это другая святыня; исконно -- погребальные пелены из Гефсимании; см. мою статью про Евфимиеву историю) была главной святыней Константинополя -- города, посвященного Богородице. переход от Пояса к Ризе совершается почти у нас на глазах (есть источники) при патриархе Фотии в 860 году после того, как была успешно отбита атака русских после крестного хода именно с Ризой, а не Поясом.

когда Пояс превратился в главную реликвию К.поля -- сказать трудно. ясно, что в течение 6 века происходили какие-то трансформации К.польских традиций почитания Богородицы, связанные с тем, что именно тогда город стал считаться посвященным Богородице. легенды об изначальном появлении Пояса в столице противоречивы, и даже моего авантюризма (пока?) не хватило, чтобы в них полезть, -- не хватило потому, что есть неизданные источники, на которые хотелось бы глянуть. может быть, и действительно Пояс появился в столице при Юстиниане (одна из версий), но тут дело очень сложное. во всяком случае, во второй половине 5 века главной богородичной реликвией столицы была Риза, которая именно тогда стала постепенно превращаться (из-за смены аккомпанирующих легенд, вызванной, в свою очередь, перипетиями церковных конфликтов из-за Халкидона) из погребального савана в праздничную одежду живого человека.

-----
тот пояс, который экспонируется сейчас, внешне никак не походит на тот, что описан в проповеди патриарха Евфимия по поводу открытия Пояса в 907 году. реликвия времен Льва исчезла, по-видимому, в 13 веке во время хозяйничания в К.поле крестоносцев. когда исчезали святыни, то они, случалось, восстанавливались (даже и в тех случаях, когда "старые" святыни были доступны для поклонения, но уже "не у наших"). очевидно, что афонский пояс Богородицы -- результат такого восстановления, уже без понимания связи с Liebfrauenmilch. т.е. своего рода, "икона" аутентичной святыни. можно утешаться тем, что и аутентичная К.польская святыня едва ли могла не быть "иконой" ))
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments