Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Confessio Patricii

опять про науку. я тут наконец-то получил время и вдохновение, чтобы начать вникать в текст "Исповедания" св.Патрика, апостола Ирландии. первые впечатления от этого абсолютно целинного края -- наш, хороший восточный апокалиптический текст.

Bieler 1952 в критическом издании возводит дошедший латинский текст к архетипу начала 7 в.; это совместимо с аутентичностью, но (отмечу) никак ее не доказывает.

имеющиеся исследования текста в области источников не идут дальше указания очевидных библейских цитат.
а что там всерьез:

1. Общая модель -- апокалипсис: с просвещением Ирландии проповедь Евангелия достигла, наконец, края земли, так что пора кончать всю эту бодягу со всемирной историей.

2. личность Патрика, к которому ходят посланцы народа, и который все время играет на понятиях "земли пришельствия" и "плена": Ездра из Апокалипсиса Ездры. (там даже календарные расклады кое-какие "цитируются")

3. традиция толкования Ездры не потеряла или не вполне потеряла отождествление этого Ездры с Салафиилем (4 Езд 3:1, но не в Вульгате, а в сир., напр.), отцом Зоровавеля. хотя, похоже, что образ Патрика пишется прямо с Зоровавеля (он вернул из плена народ, а Патрик попал в плен к народу -- но с одинаковыми последствиями). упор на юности пророка (т.е. Патрика) -- это черта, сближающая с Зоровавелем.

4. боковая проблема: прежде всего, разумеется, юный пророк -- это Варух, в сирийской традиции отождествленный с Заратустрой (в иранской традиции очень важна именно юность Заратустры). о юности Варуха специально -- Паралипомена Иеремии.

5. Паралипомена Иеремии -- еще один текст об изгнании и восстановлении закона, пророков и богослужения, который тут явно в бэкграунде.

6. Видение Илии в солнце: очевидные мотивы Merkabah mysticism (как его называют местные ковбои) и мессианский ("надлежит Илии придти прежде"): Патрик -- мессианская фигура последнего времени, перед которым приходит Илия.

7. это создает проблему: плохая сохранность традиций, связанных с Илией (основной Апокалипсис Илии, который цитируется как Свящ. Писание у ап.Павла ("око не виде, ухо не слыша......любящим Его"), не сохранился никак, а это, похоже, был главный текст всей традиции (коптский Апокалипсис Илии и греч. фрагменты -- это не то). традция "двух свидетелей" (один из которых Илия, а другой, в зависимости от редакции, Моисей или Енох, тут не подходит -- это другая традиция). важно найти текст именно про одного Илию. впрочем, это не наша проблема: мы ведь и для Евангелия не знаем, какой текст тут цитируется ("Илия уже прииде" и т.д.). вероятно, за Confessio Patricii стояло более прямое, чем сейчас у нас, знакомство с этой традицией.

8. последствия для определения Sitz im Leben: авторство Патрика, вероятно, можно исключить (зачем ему делать такую апокалиптическую фигуру из самого себя? конечно, такое тоже иногда случалось, с императором Ираклием, например, но для Патрика трудно поверить). а вот появление в эпоху раскола с Августином Кентрберийским (т.е. с церковью саксов) очень даже можно себе представить.

9. тогда по-другому читается то, что там сказано о епископском посвящении Патрика: что оно прямо от Бога. -- а не от Папы Римского, как это сказано в альтернативной традиции.

(тут еще можно сказать, что я настаиваю на наличии неассимилированной Кельтской церкви в расколе с Римом -- для 6 века. есть на это более прямое указание хотя бы в житии св. Давида Уэльского, которого посвящает в епископы - согласно его локальной агиографической традиции -- патриарх Иерусалимский, а отнюдь не Римский).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments