Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Равноапостольные фигуры христианского средневековья

идея, скорее, не для сб. статей, а для коллективной монографии.
возможно, она стала бы ядром того, что обсуждалось как том Скриниума по "северной агиографии".
идея заключается в том, чтобы описать феномен равноапостольности.


1. Византия. Равноапостольные фигуры -- Константин, Иовиан, Ираклий, Василий Македонянин (может, кого забыл?). т.к. обо всех из них что-то уже написано в нужном ключе, то можно этот раздел пропустить, а ограничиться только резюме нужных работ в предисловии. но если кто-то что-то хорошее напишет -- то вери гуд.

2. Сирия. Тут нет, по-моему, равноапостольной фигуры, т.к. Аддай был апостолом, а Авгарь был при нем. так что, кажется, Сирии не надо. но, опять же, опционально м.б.

3. Эфиопия. Фрументий -- не имеет отдельной агиографич. традиции в самой Эфиопии, но связан с циклом св. Нины. об этом есть у МвЭ (аще возможно развить, то хорошо, а нет -- так нет). в офиц. историографии Соломонидов равноапостольной фигурой является Менелик, но это из другой оперы. еще есть совсем другая историография Загве, где такими фигурами являются цари Лалибела и особенно Йемреханна Крестос. о Лалибеле я кратко написал уже, а о Загве в целом надо писать отдельную (и уже начатую мною) работу, которую, мне кажется, не нужно вводить в этот проект, т.к. слишком много там разной специфики.

4. Нубия--ничего толком не известно. у меня есть черновик статьи о том, что "Повесть о Варлааме и Иоасафе" восходит к событиям в Макурии во второй пол. 6 века, но даже и в этом случае там нет идеи равноапостольной фигуры -- "Повесть" слишком "монашеская".

5. Согд, Уйгурский каганат, Китай: ничего неизвестно толком. хотя, если бы кто-то что-то...

(теперь переходим к тому, о чем следует написать:)

6. Грузия: цикл св. Нины. нужны всякие дополнения к сделанному МвЭ. -- тут у нас разные мысли с Даном Шапирой.

7. Армения: цикл св.Григория Просветителя. -- я уже публиковал кое-какие тезисы в 2001. опять же, у нас мысли с Даном Ш.

8. Славяне: Кирилл и Мефодий и седмочисленники. -- это нужно бы написать, но, кажется, некому. из тех, кто мыслит категориями критической агиографии, их досье занимался Поль Девос, но он был мастером миниатюры, а общего взгляда не давал. нужно, конечно, пересматривать, но, скорее всего, до другого раза. "Солунская легенда" -- кажется, мне было бы желательно сделать апдейт моей статьи 1996 года, т.к. появился новый материал для underlying литературной традиции (меня тормозит то, что он дошел в поздних формах и на турецко-османском, а арабского оригинала легенд нужного цикла никто не знает, хотя он, возможно, сохранился; но уже лет 6 или 7 моих поисков в опубликованных арабских источниках ничего не дали, а в неопубликованных искать -- это для меня дохлый номер).

7. Русь: Владимир -- тут, возможно, что-то мог бы сказать Акентьев. а я бы добавил в контексте Олава Трюгвасона... Борис и Глеб: тут может нечто серьезное написать Савва Михеев, аще задастся целию (в их раннем культе они были представлены как равноапостольные фигуры; вопрос: зачем? кем? для кого? в какой компании?..)

8. Скандинавия: два Олава -- Трюгвасон и Святой (их образы в агиогр. традиции контаминируются). --тут у меня есть разные идеи, а хорошо бы и еще кому-нить подключиться...

9. Кельты: Патрик (для Ирландии) + Давид (для Уэльса). еще очень много ценного можно вытащить из цикла короля Артура -- но это для другого раза. еще некоторые кельтские святые являются (в их агиогр. традиции) локальными апостолами.

(на этом заканчивается список Христианского Востока, к которому относятся заодно и скандинавы и кельты -- их древние агиографические традиции насыщены всякой всячиной, характерной именно для Востока, а не для Запада, а также эксплицитными связями с патриархатами Востока, а не с Римом).

10. Локальные западные святые: вот тут и не знаю, что сказать. "апостолов" тех или иных мест среди них очень много, но обычно в их агиографических традициях нет такой эсхатологич. перспективы и т.п. интересных вещей. поэтому можно о них и не писать. но лучше бы, если бы кто-нибудь написал -- и общий обзор, и что-нибудь частное, если возможно. напр., такой сюжет, как цикл св. Меннины и цикл свв. Гаяне-Рипсиме, с одной стороны, и скандинавского острова Селье -- с другой (там очень похожие агиографические легенды)... конечно, Запад первого тысячелетия не весь был таким скучным, как то, что нам лучше известно через призму второго тысячелетия...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments