Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:
  • Music:

Умка vs Янка, и о художественной психиатрии заодно

Там, на обратной стороне луны
Там, на обратной стороне планет
Запасов сна хватает до весны
А до весны еще десятки лет



эта песня даже музыкально напоминает "Столетний дождь" (наверное, музыковед легко смог бы сформулировать, чем именно). а слова вот эти -- и подавно:

Hад пpопастью весны собpались сны
И pанние глотки большой тоски.
Hогтями по стене скpебет апpель,
Как бyдто за стеной pастyт цветы,
Как бyдто их yвидеть с высоты.



тут не просто "весна" как главный символ смерти для нашего панка

мы идем в тишине по убитой весне (Черный Лукич и также ГрОб),

Мир пробудился от тяжелого сна
И вот наступила еще большая весна
(ГрОб)

Умереть в морозную погоду
И когда на крышах тает снег
Умереть в морозную погоду
Умереть, так просто умереть

Снег лежит на крышах
В лужах мерзнет лед
Глупая примета:
Верба расцветет
(Свин)

(когда-то мы тут обсуждали, но так и не осуществили даже целую идею электронной антологии панк-весны; кстати, неплохо бы ее реализовать все-таки)

-- а именно очень конкретное пересечение с Янкой: ведь у Янки тоже про "за стеной", про невидимый мир...

но Умка еще больше залезает на "нашу" территорию. вот, следующий куплет:

Запомнить сон, запомнить забытье
За хвост наружу вытащить его
Увидеть ночь, услышать звон ее
Небесных стрел ночное торжество


-- разве не вспоминается "Видели ночь" Цоя (и, соответственно, "звон ее" -- любимая музыка)?

в том же альбоме есть еще заглавная песня "600", которая явно Умкин вариант "Уездного города N" Майка.

вот чево я об этом думаю:

совпадение тут в космологии: есть два не существующих друг для друга мира, из которых главный один, но он доступен только через смерть.

Умка решает проблему как обычный поэт -- т.е. через внутренний схизис (ту меру психоза, которую психиатрия квалифицирует как норму), разделение себя на двух разных людей. это провозгласил в русской культуре еще Пушкин: пока не требует поэта / к священной жертве Аполлон...

тут один ученик выпускного класса отлично написал об этой позиции в своем школьном сочинении о Хлебникове:

Велимир Хлебников был поэтом и по жизни. Это вам не Пушкин, ибо на самом деле Пушкин - это Евгений Онегин. да-да, доктор Фрейд вам это объяснит. Хлебников жил действительно как отрешенный, как юродивый, святой (...) "Зима! Крестьянин, торжествуя..", "Мороз и солнце! День чудесный. Еще ты дремлешь, друг прелестный..". чувствуете разницу? Юродивый Хлебников и франт-Пушкин, которому даже не нужно было вылезать из постели со своей Наташей Гончаровой.


вот и я об этом же говорил: что христианство требует (а вовсе не предлагает на выбор; оно предлагает только возможности к этому) от каждого человека или быть поэтом ("поэтом по жизни"), или идти нафиг, причем, именно в тот Абсолютный Нафиг, которым являются вечные мучения. тут можно вспомнить кое-что относительно греха хулы на Св. Духа.

для Янки это был совершенно не вопрос. ее не интересовала никакая поэзия, кроме "поэзии по жизни". это относится и вообще ко всему нашему сибирскому панку.

поэтому, при похожих взглядах на мироустройство, Умка описывает (реальные, я думаю, даже физически реальные) душевные страдания от дефекта -- от схизиса, а Янка ставит реальную проблему: как пройти через смерть. Умка очень боится смерти, даже до неприличия -- совсем не по-военному (вот в этом альбоме: "Проехали"), а для Янки это просто постоянная реальность, с которой живешь всегда и относительно которой только и существуют все вообще вопросы. поэтому у Янки постановка вопросов -- христианская.

а новый альбом Умки -- это (и особенно на фоне того, что она умеет записывать свою "прямую речь" все лучше и лучше) жалобы пациента. как известно, пациента всегда нужно слушать внимательно, но никогда нельзя принимать его объяснения причин его болезненных состояний и мотиваций его поступков.

стратегия терапии тут очевидна: преодолеть схизис, снова поставить задачу необходимости быть поэтом также и "по жизни".

Проснулся сон, не смог себя понять
И захлебнулся черною дырой
Свалился внутрь себя же догонять
Забудь о нем и дверь за ним закрой


-- не так. надо пуститься вдогонку и догнать.

но это стратегия терапии. а тактика -- это сказать, с чего нАчать. тут надо быть терапевтом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →