Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

кельтская церковная история

хочу предложить заинтересованным лицам начать думать, реально ли через 2 года подготовить соотв. том (в рамках Scrinium'a).

понятно, что меня интересует кельтская агиография и, через нее (хотя и не только через нее), такая кельтская церковная история, которая сфокусирована на тех кельтах, что НЕ стали примиряться с англосакасами в 7 веке.
понятно, что в Ирландии эта тема не просто не популярна, а, видимо, подлежит описанию только в рамках великого учения Фрейда о вытеснении и т.п.

расклады:

в последние десятилетия сильно рванула вперед текстология кельтской агиографии, хотя в последние лет 10, похоже, стал наблюдаться новый застой. см. резюме в соотв. главе Hagiographies. Histoire internationale de la littérature hagiographique latine et vernaculaire en Occident des origines à 1550, vol. III (Brepols, 2001) (Corpus Christianorum). автор главы об Ирландии -- M. Herbert (т.е. далеко не случайный человек). агиография Уэльса в том же томе, но вообще в одной главе с Англией.
еще немало интересного в археологии.
зато в плане собственно критической агиографии -- едва ли не застой после того, как умер великий кельтолог из среды болландистов, Paul Grosjean, sj (+ 1964).

преобладающая современная методология -- ленивое нанизывание агиографических материалов на уже готовую схему церковной истории, восходящую куда-то к Беде Достопочтенному. (а что не нанизывается совсем, то стряхивается). т.е. критической агиографией даже не пахнет (такая же ситуация и в северной, норвежско-исландской агиографии).

разговоры о восточном бэкграунде кельтской церкви или хотя бы только кельтского монашества также давно уже прекратились на научном уровне, а остались только в популярной литературе, совсем не научной. очевидная причина -- междисциплинарные барьеры, а вовсе не то, что материала мало.

исходя из изложенного:

хотелось бы собрать некоторую международную команду (НЕ особо зацикленную на ирландцах и, главное, не зависящую от ирландских научных и культурных учреждений), которая могла бы написать том исключительно по спорным и малоизвестным аспектам ирландской истории. свадебных генералов в эту команду не надо совсем, а ценить только научную убедительность.

наши российские кельтологи из числа мне известных занимаются только лингвистикой или языческой мифологией кельтов. это не то. некоторое исключение составляет Чехонадская, переводчица Гильды, но я не знаю, по правде говоря, занимается ли она историей именно кельтских церквей. т.е. Хелависа мне когда-то сказала, что да, но я работ до сих пор не видел.

практически предлагаю уже сейчас:

попытаться поискать во всем мире заинтересованных лиц. думаю, что упирать надо на молодежь. хорошо бы найти человек 5, это уже критическая масса для целого научного направления ))
хорошо бы обратить внимание тех, кто специализируется по христианскому Востоку (одного такого человека, склонного к кельтской тематике, а занимающегося сирийскими текстами, я знаю лично).

еще можно нажать на скандинавско-кельтские связи, но при этом не допуская, чтобы историко-церковная тематика оказалась погребена под голой археологией.

было бы оптимально потратить на этот латентный период развития проекта один год, а потом еще год -- на само исполнение.

итак, резюмирую идею:

взять современные текстологию источников по кельтской церковной истории и археологические данные,
а также современные знания о всяких межхристианских связях и проблемах первого тысячелетия,
а также современные представления о традициях Христианского Востока того времени, когда они влияли на кельтов,
и, по возможности, современную методологию критической агиографии -- лучше не времен Grosjean'a, который работал dans le sillage de Peeters et Delehaye, а как-нибудь более dans le sillage de van Esbroeck...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments