Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

  • Music:

вот и я обращусь к РПЦЗ(Л) ввиду будущего собора

Обращаюсь напрямую только потому, что вы прямо меня попросили.

Надеюсь, вы сделали это потому, что, несмотря на все возможные у вас претензии ко мне, вы мне доверяете хотя бы в двух отношениях:

1. что я действительно заинтересован в том, чтобы от РПЦЗ(Л) осталось бы как можно больше того, что не будет проглочено МП,
2. что у меня могут быть -- хотя и без гарантии -- полезные практические мысли о том, как проигрывать с меньшими потерями.


Мое обращение будет разделено на две части, "мысли" и "советы", причем, первая часть будет очень краткой и вообще тривиальной:

у меня нет никаких принципиально новых мыслей, которые я бы не высказывал пару лет назад. Поэтому ограничиваюсь их минимальным апгрейдом.

"Аварийный сценарий" объединения не понадобился. "Всё идет по плану", составленному в ОВЦС.

Осталась некоторая маленькая интрига в области устройства личной судьбы "российских преосвященных". Кажется (хотя я не очень внимательно слежу), что дело идет к про-давливанию Евтихия и вы-давливанию Агафангела. Относительно этой интриги даже для российских верующих РПЦЗ(Л) важнее всего понять, что она ни на что принципиально не повлияет; разве что на Украине может быть какая-то конкуренция между "альтернативными" юрисдикциями относительно наследства епархии Агафангела, но за пределами Украины это не повлияет вообще ни на что. Впрочем, когда (если) епархия Агафангела порвет с РПЦЗ(Л), будет интересно вновь вернуться к анализу тамошних раскладов: очень теоретически, но я вижу там возможности для "высокой церковной политики" и даже не исключаю каких-то контактов того, будущего Агафангела с обновленным Синодом РПАЦ, в котором уже забудут о эпохе митрополита Валентина.

Но лучше я перейду к делу, то есть от "мыслей" к "советам".

Мне придется начать с одного духовного соображения, но прошу вас не пугаться, будто я изменил своему обычному цинизму. Мной руководствует глубоко практический принцип. Он состоит в том, что в церковной политике духовная основа на самом деле важна. Важна настолько, что именно на ней нужно строить всю стратегию решения тех конфликтов, которыми и занимается политика.

Обычно "духовные ценности" своей политики любят декларировать те, кто в них на самом деле не верит, -- а на самом деле верят в какие-нибудь личные отношения, деньги и политику светскую. К сожалению, особенно яркий тому пример -- история РПЦЗ, с ее так называемой "исторической идеологией", которую так и не удалось изменить никакими героическими усилиями людей вроде святого первоиерарха митрополита Филарета. Эта "историческая идеология" так и осталась состоять в подмене догматики национализмом и в подмене канонов светской политикой.

Теперь именно эта идеология похоронила под собой РПЦЗ. Нельзя было делать из Церкви "русский клуб". Это кончилось закономерно: приехали русские из России и показали эмигрантам, кто такие -- настоящие русские. Если хотите дальше жить по своим "русским клубам", так извольте слушаться Москвы.

И вот мой первый практический совет, хотя пока что он трудноисполнимый: понять справедливость этого требования, а поняв, опомниться. Вспомнить, что вы ведь не хотели "русского клуба", а хотели истинной Церкви, только вместо православных догматики и канонов вас потчевали бесконечными байками про "подвиг русскости", да про монархию, так что вы и не заметили, как голова закружилась и вы впали в гипнотический сон... А ваши архиереи с послушной им частью духовенства продолжали вас заговаривать вкрадчивым голосом, чтобы никто случайно не проснулся.

Не подумайте, будто я против "русскости" или против монархии. Просто меня учили на химическом факультете, что грязь -- это некоторые вещества, которые находятся не на своем месте. Поэтому я только о том, что на месте догматов и канонов должны быть догматы и каноны.

Думаю, однако, что советов покаяться в своей измене истинному Православию вы и так понаслушались достаточно, и поэтому я откорректирую свой совет до такого состояния, чтобы он и впрямь стал практическим.

Поэтому мой первый практический совет состоит в следующем: сказать себе, что нынешнее наказание Божие постигло РПЦЗ (всю в целом, а не только "Л") не без причины -- что-то было не так в ее прежнем курсе. И на этом пока что поставить точку. Только пообещать себе непременно задуматься над этим всерьез тогда, когда нынешний кризис разрешится.

Еще проще этот совет можно сформулировать так: ни в коем случае не давать себя втягивать в идеологические дискуссии с теми, кто согласен относительно необходимости отстоять самостоятельность РПЦЗ(Л). Общий принцип должен быть такой: сначала мы все вместе, не дискутируя ни о чем, попытаемся отбить то, что еще отбить можно, а потом уже будем дискутировать (когда у всех у нас, можно надеяться, мозги прояснятся хотя бы слегка под суровым воздействием реальности...).

Итак, мой первый практический совет состоит в том, чего не делать. Теперь я перейду ко второму и последнему. Он будет на тему "что делать".

Сначала сформулирую в общем: нужно понять тактическую ситуацию. Тактическая ситуация заключается в том, что делят недвижимость. А инофрмационным прикрытием этого процесса становятся разные идеологические споры, необходимые для "выпускания пара". (Более подробно об этой технологии манипулирования общественным мнением посредством "выпускания пара" я уже писал, применительно к данному случаю, совсем недавно).

Самостоятельность будущего осколка РПЦЗ(Л), не проглоченного МП, всецело зависит от исхода нынешних переделов недвижимости. Она вообще не зависит от ваших архиереев. Поэтому бойтесь потерять недвижимость, но не бойтесь потерять архиереев -- хотя бы потому, что вы их и так уже потеряли: ваши нынешние архиереи -- это даже не балласт, а паразиты на теле РПЦЗ. Не надо за них сражаться. Архиереев вы потом, в случае сохраненной самостоятельности, всегда раздобудете новых, а недвижимость -- не восстановите. Какой-то архиерей из нынешних вам может понадобиться всерьез (и тогда уже с ним можно и нужно вести переговоры) только в том случае, если он сам придет не гол, как сокол, а с недвижимостью. Дай Бог, если такой случай будет хотя бы один, но пока что это очень сомнительно. Архиерей с недвижимостью был бы, к тому же, человеком более ответственным. А не то понаберете амбициозных скандалистов и алкоголиков, которых потом не будете знать, как скинуть за борт.

На тот случай, если кому-то мои разговоры о недвижимости покажутся недостаточно духовными, я напомню о мучениках, которые погибли при защите храмов и святынь от ариан, иконоборцев, латинян и униатов... Их ряд замыкает первый настоятель нашего прихода, протоиерей Александр Жарков, который погиб, будучи в Зарубежной церкви, и именно за отказ передать храм в МП.

Так что я обращаюсь только к тем, кто не думает, будто надо быть духовнее этих мучеников, и готов поэтому рассуждать о проблемах земных храмов и земной церковной недвижимости.

Итак, надо осознать, что всеми этими "пастырскими совещаниями", "епархиальными съездами" и "всезарубежными соборами" вам заговаривают зубы, чтобы под этот "шумок" отнять всю недвижимость.

На такое отношение к себе нельзя реагировать по-детски -- то есть обидами и "выходом из переговорного процесса". Надо реагировать более по-взрослому: принять вызов и участвовать в информационной войне. Вы должны сами постараться заговаривать зубы своим противникам: чтобы они тратили как можно больше внимания и сил на отслеживание и изоляцию наименее вменяемых болтунов, которые просто ругаются на МП, и стараться отвести всякое недоброжелательное внимание от тех, кто еще реально способен что-то сделать в области недвижимости.

Вот здесь мы и подошли к самому главному вопросу: кто же эти люди, которые еще на что-то способны?

Позиция нынешних сторонников объединения использует тот факт, что, как правило, юридические права на недвижимость РПЦЗ(Л) принадлежат де факто людям, не очень дееспособным, то есть таким, которых всегда можно обдурить при профессиональной работе юристов и прочих деловых людей.

Этот факт можно только признать, но, признав, можно постараться понять, чем его можно компенсировать. Я думаю, что моя идея тут не нова и уже где-то кем-то из вас используется, но я ее повторю в надежде того, что еще не поздно сделать из нее один из принципов организации вашей нынешней обороны.

Нужно обратиться к тем из ваших родных и знакомых, кто более-менее преуспел в бизнесе и вообще в деловом отношении. У вас сложилось привычное отношение к этим людям как к людям нецерковным. С учетом того, чем у вас обернулась "церковность" образца "русского клуба", теперь самое время задуматься, а не были ли эти люди просто более трезвыми, а их отношение к христианству -- в чем-то более адекватным, чем наше?

Как бы то ни было, нужно с привлечением этих людей в качестве не просто консультантов, а "офицеров", постараться сформировать команды для защиты церковной недвижимости. Объяснить им -- доступными для них словами -- важность задачи. Структуру задачи им можно объяснить просто: это обыкновенный имущественный спор, такого сорта, как очень часто бывает в бизнесе. И дальше стараться слушаться их команд.

Итак, мой второй и последний совет состоит в следующем: сосредоточить все усилия только на сохранении недвижимости, то есть на отделении церковной недвижимости от архиереев. Практически это решается по законам конкурентной борьбы из области бизнеса, и для этого нужно мобилизовать своих социально успешных, хотя бы и малоцерковных знакомых и родственников в вашу церковную армию на должности старших офицеров.

Больше мне по существу сказать нечего, но всегда готов помогать и впредь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments