Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

2 темы для исследований

придумались после службы.
т.к. сам я не собираюсь, то хотелось бы вбросить в публику.

1. "чудо о Юлиане": сегодня на утрени читали в Лавсаике ту историю, которая, как мне подумалось, могла быть историческим прообразом этого чуда в Житии Василия Великого: история о Дидиме, который особо скорбел о Юлиане в определенный момент, а потом узнал, что именно в этот момент Юлиана убили.

эпизод в Житии Василия Великого менее комильфо (будто он специально молился об убиении Юлиана: это в традициях passions épiques, т.е. народных агиографов, но не святых), и, главное, наследие Дидима после его анафематствования систематически переатрибутировалось Каппадокийцам.

2. аналитическая философия (изобразительного) искусства. этого никто ведь не разрабатывал, т.к. философы вообще плохо знают, как устроено живописное произведение. чтобы была философия литературы, нужен был сначала русский формализм, а в искусствоведении свой собственный русский формализм был только начат Флоренским (по-настоящему гениальным ученым, хотя фантастически глупым богословом), но не успел развиться. теперь, правда, есть Раушенбах.

как перейти от Раушенбаха к философии, т.е. к живописи в семантике возможных миров?

микроструктура возможных миров (модальные логики): нужно ввести понятие сюжета живописного произведения, исходя из триад модальностей, которыми определяется то, что там вообще может быть (теоретически), а что не может.

понятно, что для автора сюжет может заключаться в одном, а для тех, кто будет воспринимать его произведение в другой культурной среде, -- в другом. так, напр., бывает сейчас с иконами. но то же самое и с художественными произведениями происходит.

макроструктура возможных миров: здесь тоже нужно провести мою идею миров типа Fuzzy Kripke, причем, сделать это тем легче, что возможные миры всяческих нарративов устроены так же, как на картинах (они все равно представляют собой какое-то многомерное пространство-время).

почему этим реально не буду заниматься я сам: потому что для этого нужно чувствовать органично и изнутри структуру живописи и помнить все основные (а это тысячи) типы художественных произведений, -- как это и было у Раушенбаха или Флоренского. я так запоминаю только нарративы, но не картинки.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments