Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

психиатрия

продолжение этой темы.

проблема заключается в том, что правильная теория ведет к неправильным (не во всех, но очень во многих случаях) выводам, а правильные выводы следуют пока что только из неправильной теории. а именно, как мне там подсказали, из теории double bind (сейчас этот термин принято переводить "двойное послание") Г. Бейтсона.

эта теория "неправильная" -- в том смысле, в каком неправильна, например, вышедшая из нее через несколько лет "антипсихиатрия". но это если говорить в общем.

а если говорить более конкретно, то она неправильна, т.к. рассматривает человека как целостного субъекта его действий. так же рассматривал его еще Фрейд и "ортодоксальный психоанализ" времен Анны Фрейд, но это и неверно: игнорируется открытый кляйнианцами и разработанный подробно у Эдит Якобсон механизм расщепления, которым создается синдром диффузной идентичности: человек оказывается набором дефективных субъектов, порядок между которыми устанавливает только логика самой болезни.

вчера в МГУ я таки купил переиздание рус. пер. "Избранных статей по психиатрии" Бейтсона и, кажется, прочел теперь всё, что он написал в области психиатрии в узком смысле слова.

ощущение "неправильности" от его теории шизофрении у меня теперь стало отчетливым (именно из-за мнимой односубъектности шизофреника). но теперь появилась интуиция относительно того, куда "на самом деле" надо приложить теорию double bind с накладываемыми ею логическими ограничениями на вариативность поведения.

в классических теориях расщепления (точнее, в теориях субъект-объектных отношений, от Якобсон до Кернберга) не рассматривается вопрос о возникновении логических ограничений на "мелькание" расщепленных репрезентаций. но ограничение, по-видимому, есть, и оно зависит от double bind.

рассказывая о double bind, Бейтсон немало говорит аж о самих модальностях, но все же не дает никаких готовых схем в терминах модальных логик. а это плохо. впрочем, на рубеже 50-х и 60-х гг., когда он писал, развитие модальных логик едва началось. кроме того, я думаю, что здесь основную роль будут играть не абсолютные модальные логики, которые, в основном, изучались до сих пор, а относительные, на которые и поныне не обращают почти внимания. см. мою давнюю (относительно) идею о том, что синдром диффузной идентичности вырубает способность к восприятию всех вообще относительных модальностей, что ведет к характерному "черно-белому миру" пограничного расстройства.

вот такая у меня счас идея. будем думать.

повторю, что вопрос насущный: в пересчете на клинику он означает "почему некоторые люди, впав в психоз, становятся здоровее?"

вопщем, не зря съездил на кельтский семинар!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments