Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

христианская аскетика

под впечатлением от одного подзамочного повествования об архим. Лазаре Абашидзе мне подумалось следующее.

Лазарь был таким духовно-аскетическим деятелем в Грузии, который поразительно легко продавился в деле "послушания иерархии" в 1997 г.
вопрос был в том, почему именно так легко продавился такой суровый, как по своим убеждениям, так и по образу жизни, аскет?

особенностью о.Лазаря было именно полное отрицание всяких земных приятностей, вплоть до радости от помощи ближнему. это и ставило так остро вопрос о причинах его неожиданно сильной психологической зависимости -- пусть и не прямо от патриарха, но от всяких афонских "старцев", которые в своих писаниях, как известно, прямо-таки исходят соплями, т.е. не должны бы были быть авторитетными для о. Лазаря.

выражаясь психологически, он продавился (сломался), не выдержав ситуации double bind, в которую сам себя загнал. если волевым усилием "отменить" в себе психологические зависимости разного рода, а потом еще всерьез поверить, что тебе это удалось, то наступит момент, когда они тебя размажут совсем по полу. double bind возникает там, где ты думаешь, что ты свободный (от психологических зависимостей) человек, а наталкиваешься на свою зависимость (например, от непереносимой изоляции в монашеской среде). если такая ситуация для тебя создает когнитивный диссонанс, то дальше будет double bind и резкое сползание к примитивным реакциям психической защиты, основанным на расщеплении. т.е. человек "ломается".

а выражаясь еще проще, о. Лазарь, видимо, решил, что всё "человеческое, слишком человеческое" можно так вот взять и ампутировать. а христианская аскетика состоит вовсе не в этом. она состоит, как известно, в перенаправлении страстей на их природные цели, т.е. не на те цели, которые обыкновенно считают природными, а на те, с которыми соответствующие способности души создал Бог (и эти цели нам известны только из одного источника -- богодухновенного Священного Предания Церкви). с мирской т.зр., это оборачивается злокачественной (или "доброкачественной" -- если смотреть с т.зр. не мирской, а христианской) мутацией части душевных клеток, которые пожирают все остальные. т.е. "человеческое" нельзя ампутировать, но можно только заставить съесть самоё себя.

борьба с собой -- это главный и вообще архетипический вид борьбы с более сильным противником. в ней нельзя победить тупым мордобоем. а можно победить -- толко приемами дзюдо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments