какой ценой удалось лично ему сохранить работоспособность в обстановке тогдашнего всеобщего страха и трепета? -- об этом следующий рассказ В.А. Лившица, бывшего тогда, в 1948 или 1949, секретарем комитета ВЛКСМ восточного ф-та, где Козин заведовал кафедрой монголистики (не помню, честно сказать, была уже такая кафедра или нет, но он точно был главным монголистом).
из райкома ВКП(б) пришло распоряжение быть Козину депутатом районного совета. послали к нему девочку-студентку-комсомолку писать с его слов его биографию для агитационного материала. вскоре она приходит в слезах к Лившицу. и говорит: представляете, он мне рассказывает: "...а до 1916 года наша семья жила на Марсе... там не так, как описал А.Н. Толстой... там они все фиолетовые, а не красные..." (кто помнит, прошу поправить цвета; Козин-то говорил о фиолетовом, а Толстой -- не помню; слегка опасаюсь, что перевираю тут Лившица).
Лившиц звонит в райком ВКП(б), объясняет, как есть. там к нему с пониманием, но, говорят, теперь уже изменить ничего нельзя -- надо выбирать. так что Козина выбрали, и никакого, заметим, ущерба органам советской власти это не нанесло.
----
для меня это еще одна иллюстрация того, как психотизация иногда помогает сохранить здоровье.