Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Philosophia Byzantina, Addendum паки

I. Леонтий Иерусалимский - автор VII века

Чем больше мы узнавали о восточном богословии VI века, тем более странным для нас становилось эксплицитно диофелитское учение в Палестине еще юстиниановского времени, которое мы находили у Леонтия Иерусалимского. Несмотря на отсутствие каких бы то ни было связей с современностью (никаких других диофелитских богословов на Востоке того времени мы не знаем), Леонтия Иерусалимского было очень трудно решиться переместить в куда более естественный для такого автора контекст VII века: мешал авторитет научного консенсуса, установившегося к началу 1960-х годов вслед за публикацией еще в 1944 году работы Марселя Ришара, авторитет которой оставался непререкаемым до самого недавнего времени: M. RICHARD, Leonce de Jerusalem et Leonce de Byzance // Melanges de science religieuse 1 (1944) 35-88 [репринт: IDEM, Opera minora, III (Turnhout-Louvain, 1977), No. 59]. Считалось, что М. Ришару удалось опровергнуть доводы Ф. Лоофса (F. Loofs), который в своей работе на ту же тему (1887) датировал Леонтия Иерусалимского VII веком.
В 2001 г. появилась смелая и, на мой взгляд, абсолютно убедительная работа Дирка Краусмюллера: D. KRAUSMULLER, Leontius of Jerusalem, a theologian of the 7th century // The Journal of Theological Studies 52 (2001) 637-657 (мое внимание к ней привлек А. Г. Дунаев, которому я выражаю чрезвычайную благодарность). В ней автор пересматривает полемику М. Ришара против Ф. Лоофса, а также приводит свои собственные аргументы в пользу последнего. Важно отметить, что все аргументы Краусмюллера носят церковно-исторический, а не историко-догматический характер. Я не буду пересказывать их подробно, а постараюсь остановиться на том, что дает вывод Краусмюллера для построения истории византийских богословских школ.
Главные из его и Лоофса аргументов связаны с трактатом Против несториан. Для того несторианского трактата, который в нем опровергается, устанавливается в качестве terminus post quem 612 год, а для самого трактата Леонтия Иерусалимского - 614 год (Краусмюллер убедительно выявил аллюзию на взятие Иерусалима персами). Для terminus ante quem Краусмюллер остался при выводах Лоофса - вплоть до конца VII века, хотя предел около 640 года выглядит более правдоподобно. Данные трактата Против монофизитов, хотя и не дают столь же точных хронологических привязок, однако, согласуются с подобной же датировкой. Особенно отмечу правоту Краусмюллера в том, что он не счел убедительным ответ Ришара на один из аргументов Лоофса, а именно следующий. Для эпохи Юстиниана было бы невозможным назвать севирианина "яковитом", как это делает автор трактата. Ришар пытается отвести этот аргумент, утверждая, что соответствующая часть трактата написана поздно и не принадлежит аутентичному тексту Леонтия. Краусмюллер подробно разбирает соображения Ришара и показывает, что они основаны на неверном понимании смысла соответствующего фрагмента, который поэтому нет никаких оснований не считать аутентичным.
Датировка опровергаемого Леонтием несторианского трактата интересна сама по себе, так как именно 612 год - рубежная дата для истории несторианской церкви, когда на собрании архимандритов во главе с Бабаи Великим (католикоса тогда у несториан не было вследствие притеснений от зороастрийских властей Ирана) были приняты те догматические положения, которые, собственно, и стали тем, что мы привыкли считать несторианским учением: "две ипостаси" во Христе. Это учение Бабаи Великого тогда же вызвало череду нестроений и расколов в несторианской церкви, наиболее крупным из которых стало уже ок. 642/643 г. осуждение, извержение из епископского сана и изгнание Мартирия-Сахдоны (до 600-после 650) именно за учение об "одной ипостаси" во Христе. Судя по грузинской версии Книги совершенства Сахдоны, где он именуется святым, он стал почитаться святым у православных (по крайней мере, в Палестине или на Синае). Другой, еще более известный пример, - Исаак Сирин († ок. 700), несторианский епископ Ниневии, также оставивший кафедру вследствие каких-то церковных смут середины VII века (он пробыл епископом только пять месяцев в интервале между 660 и 680 гг.), и который также стал почитаться святым у православных. В качестве введения во всю эту проблематику см., главным образом: G. CHEDIATH, The Christology of Mar Babai the Great (Kottayam-Paderborn, 1982) (Oriental Institute of Religious Studies, 49); R. BEULAY, Lumiere sans forme. Introduction a l'etude de la mystique chretienne syro-orientale (Chevetogne, [1986]); A. DE HALLEUX, Martyrius (Sahdona), ?uvres spirituelles I-IV (Louvain, 1960-1965) (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vols. 200/201, 214/215, 252/253, 254/255; Scriptores Syri, tt. 86/87, 90/91, 110/111, 112/113). Поэтому вполне возможно, что появление в Палестине трактата Леонтия Иерусалимского Против несториан как-то связано с этими внутренними процессами догматической диверсификации в церкви Ирана. Для понимания этих процессов необходимо помнить, что церковь Ирана была до VII века похожа на такую церковь внутри империи Ромеев, в которой не было бы Третьего Вселенского собора, то есть что-то вроде Антиохии времен Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста. Церковью "победившего несторианства" она станет лишь в результате длительной борьбы, начатой Бабаи Великим в 612 году и завершенной лишь несторианскими соборами IX века.
Для Палестины процессы догматической диверсификации внутри церкви Ирана могли стать актуальными уже в 614-628 гг. (период персидской оккупации) и стали наверняка после 638 г. (арабского завоевания; именно в Палестине внутри Арабского халифата формируется православное почитание во святых как Мартирия-Сахдоны, так и Исаака Сирина). Более точно оценить Sitz im Leben опровергаемого у Леонтия Иерусалимского несторианского трактата может помочь еще одно исследование Краусмюллера: D. KRAUSMULLER, Conflicting Anthropologies in the Christological Discourse at the End of Late Antiquity: The Case of Leontius of Jerusalem's Nestorian Adversary // The Journal of Theological Studies 56 (2005) 415-449.
Имеющаяся теперь датировка floruit Леонтия Иерусалимского позволяет по-новому взглянуть на его догматические воззрения.
Для оценки его диофелитства по-прежнему остаются две возможности: либо оно появилась уже как реакция на учение монофелитов (официально впервые заявленное в 633 году, но, возможно, обсуждавшееся уже в 620-е гг.), либо оно появилось в иной обстановке и вследствие других, нам неизвестных, причин (в таком случае после возникновения нужды в полемике против монофелитов оно просто оказалось востребованным).
Независимо от точной датировки трудов Леонтия Иерусалимского, его представление о человечестве Христа как "некоей особенной природе" (см. ниже, Addenda, II) оказывается на одной линии с наследием Леонтия Византийского и патриарха Евтихия Константинопольского. Сейчас это представление Леонтия Иерусалимского необходимо изучить заново, в новом историческом контексте. Если, однако, мы не ошибаемся в своих впечатлениях (см. ниже, Addenda, II), то его усилия были направлены как раз на то, чтобы превратить свойственное Леонтию Византийскому и Евтихию представление о реальности частной природы в чисто умозрительную абстракцию, что как раз и означало бы возвращение к общему православному учению. Подобные усилия выглядят вполне оправданными для той эпохи, когда в халкидонитской среде именно Евтихий и Леонтий Византийский представляли собой богословский "мэйнстрим" (а это продолжалось до всеобщего признания христологии Максима Исповедника в эпоху Шестого Вселенского собора). Отсюда естественно сделать вывод о том, что Леонтий Иерусалимский был либо старшим современником Максима Исповедника, либо его ровесником, и тем самым исключить для времени его жизни вторую половину VII века, усилив аргументацию Лоофса и Краусмюллера в пользу даты наиболее вероятного terminus ante quem. Было бы очень заманчиво рассмотреть еще одну гипотезу - не стоял ли Леонтий Иерусалимский рядом патриархом Иерусалимским Софронием в пору написания им Окружного послания (634 г.)? - Все эти проблемы ждут своего исследователя.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments