Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Слово на праздник Всех Святых, в земли Российстей просиявших

в прошедшее воскресенье.


Слово в Неделю Всех святых, в земли Российстей просиявших
1/14.07.2002

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня наша Церковь совершает праздник, который называется неточно: Всех святых, в земли Российстей просиявших. Потому что на самом деле сегодня празднуется память не только всех святых, просиявших именно в земле Российской, т.е. на территории России, а память всех святых, которые просияли в Русской Церкви. Потому что сегодня совершается не только память святых, которые просияли, скажем, в Грузии и Армении и тоже поминались в службе праздника (это еще была Российская империя), но и память тех святых, которые просияли в Японии и Китае — а эти страны уж никогда нельзя было назвать землей Российской. Сегодня вспоминаются и двести с лишним мучеников, которые в 1900 году пострадали от язычников в Китае во время боксерского восстания, и которые все были китайцами. И однако, они были чадами Русской Церкви. И поэтому на самом деле более точно сказать, что сегодня празднуется память всех вообще святых, независимо от того, где они жили, которые просияли в Российской Церкви за все время — и святым, просиявшим к тому времени, когда праздник был установлен (а это было сделано в 1918 году на Поместном Соборе Российской Церкви), и тем святым, которые просияли после этой даты (а мы знаем, что как раз после этой даты просияли все Новомученики и Исповедники Российские). И когда устанавливался этот праздник, то тоже имелось в виду, что он будет заодно и праздником всех святых, которые просияют уже в ближайших гонениях, и которых уже невозможно будет помянуть и по причине их множества, и потому, что просто обо всех невозможно будет и узнать, и потому, что просто и праздник устанавливать поначалу будет некому (хотя теперь у нас уже есть особый праздник Новомучеников, который был установлен в 1981 году Зарубежной Церковью, и который мы совершаем зимой).
Праздник русских святых объединяет всех, начиная от Апостола Андрея, который, по преданию, приходил в земли, имеющие отношение к Российской империи (во всяком случае, точно можно сказать, что он был на Северном Кавказе); продолжая мучениками епископами Херсонскими (в первые века христианства) и продолжая дальше теми святыми, которые принесли христианство на Русь, которые были здесь замучены от язычников, от неверных (например, от католиков, от иудеев); и продолжая теми, кто свидетельствовал истину в миссионерских трудах, в трудах епископских; и особенно много тех, кто подвизался в монашестве и свидетельствовал о совершенном образе христианской жизни на своем собственном примере, создавая многочисленные русские монастыри, которыми всегда и была так сильна Российская Церковь.
А в Евангельском чтении, которое назначено специально на этот праздник и которое мы сегодня слышали за литургией, содержится такое обращение ко всем христианам — т.е. и к празднуемым святым, в земле Российской просиявшим, и к нам, слушающим сегодня: «Не бойся, малое стадо». И дальше Господь говорит, что хотя истинных христиан будет мало, но никакие мучения не должны нас отвратить от Бога, потому что помощь Божия всегда будет сильнее, и Господь всегда будет с нами. А какие же такие искушения находили на святых, в земле Российской просиявших? Конечно, сразу вспоминаются такие искушения, которые находили на всех святых: на мучеников воздействовали всякие опасности мучений, на преподобных те искушения, которые бывают в монашестве, на князей и царей (святых царей у нас не было, кроме последнего Царя-Мученика, но, по крайней мере, князья были) — те искушения, которые бывают у тех, кто во власти; и здесь нет ничего особенного — все это бывает не только на Руси, но и всюду. Но конечно, особенно большое искушение, которому подверглись многие наши святые — это видеть, как их близкие отступают от православной веры. И особенно чем ближе к нашему времени, тем сильнее было это искушение. Потому что тяжело и не поддаться общему духу и самому не отступить; а если не поддашься, то тяжело не осуждать близких и через это не пасть; а если и этому не поддашься, то просто вообще тяжело это терпеть. И не надо говорить, что у христиан нет ближних, потому что все для них одинаково далекие. В духовном смысле это так, но кроме духовного смысла есть еще телесный смысл, и он тоже по-своему духовный. Ближними нашими являются просто все люди, среди которых мы живем. Боже упаси говорить, что какие-то особенно ближние — это наши родственники или какие-то друзья, или сослуживцы по работе; но вообще все люди, с которыми мы соприкасаемся в жизни, являются нашими ближними, потому что это именно те люди, которым мы свидетельствуем либо истину христианства, либо ложь собственного одержания бесовского, которое мы, может быть, даже принимаем за христианство. И конечно, по отношению к тем людям, с которыми мы как-то непосредственно соприкасаемся, у нас особые обязанности. Это, собственно, все те обязанности, которые у нас есть по отношению к ближним, и которые заповеданы нам в Евангелии. И вот, если несмотря на то, что мы стараемся исполнять наши обязанности, происходит вот такое отступление во всевозможные грехи и пороки, которые несовместимы с христианством, и, наконец, даже прямое отречение от Бога, — это, конечно, самое худшее, что только может видеть христианин в этой жизни, — как вот и нам сейчас труднее всего переживать не какие-то наши физические скорби или то, что у нас не получаются какие-то дела, пусть даже и церковные, а труднее всего переживать, когда кто-то побеждается какими-то пороками так, что или вообще отпадает от Церкви, или не может в нее придти.
И вот, этот крест несли особенно русские святые и особенно в последние века, и много об этом сказано у святителя Игнатия Брянчанинова, которого наша Церковь не канонизировала, но святости ему это нисколько не убавляет, потому что святость святых зависит не от канонизации, а от чего-то более важного; а канонизация нужна только для того, чтобы мы все знали, что такой-то святой — это святой, и чтобы у нас была служба, чтобы его почитать. Именно у святого Игнатия Брянчанинова особенно много написано о нынешнем отступлении, когда каждый должен спасаться в меру сил сам и понимать и смиряться с той мыслью, что больше, чем Бог, мы все равно не можем никому помочь. Больше, чем Бог, никто из нас не может любить наших ближних, и что все, что можно, Господь сделает — в этом мы можем не сомневаться. Но мы должны, конечно, в этом Ему помогать, потому что мы сами должны становиться Его орудием спасения души не только своей, но и ближних, — но при этом понимать, что Господь не всесилен по отношению к свободной воле разумных созданий, которыми являются и мы сами, и каждый из наших ближних; и поэтому надо, с одной стороны, полагаться на Бога, а с другой стороны, смиряться с тем, что выходит, потому что не всегда мы можем радоваться тому, что выходит.
Господь да подаст нам, взирая на многие примеры русских святых, укрепляться в христианской жизни, особенно в той христианской жизни, которую нам приходится вести среди всеобщего отступления, когда и вообще мало людей, именующих себя православными, а среди этих людей тех, кто реально являются православными, совсем уже мало. Именно пример русских святых может нас вдохновить на то, чтобы жить в таких условиях и все-таки спасаться и не впадать в нерадение о собственном нашем спасении, а подвизаться подобно тому, как учил своей жизнью и своим словом святитель Игнатий Брянчанинов. Аминь.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment