Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

о женско-мужской дружбе

для _mouse_. прошу гуманистов не читать.


Аристотель считал, что такая дружба невозможна. доказывал так: дружба, по определению, возможна лишь между индивидуумами одного естества; но у женщин другое естество; ergo...
в христианстве эта логика не покатила, и проблема возникла; в полный рост -- в 4 веке. среди святых середины 4 и до середины 5 в. -- целые анклавы "друзей", где чаще лидируют мужчины, но нередко -- женщины. вплоть до духовного руководства: духовной матерью святого Петра Ивира (5 в.) была св. Мелания Юнейшая. и т.д.

т.е. факт на лице: дружба (в некотором смысле) возможна. что же это за смысл?

часто это не столько дружба, сколько духовное руководство, в котором, однако, бывают и другие мотивы, почему к духовному руководству всё не сводится. примерно так было у блаж. Иеронима, который близко дружил всё больше с женщинами. по большей части, руководил ими он, но и оне не совсем оставались в долгу. кажется, под их влиянием компенсировались некоторые тяжелые свойства его характера. ну, а уж Мелания Старшая (которая, правда, не так уж с ним дружила) -- эта и вовсе была фигурой, гораздо значительнее самого блаж. Иеронима.

теперь уточняем вопрос: за пределами духовного руководства -- какая еще может быть дружба?

когда есть общий Предмет. т.е. когда все стараются делать одно и то же и при этом думают, как друг другу помочь.

христиане не дружат друг с другом ради друг друга. никакой человек не может -- т.е. не должен -- быть интересным настолько, чтобы начать с ним дружить. как сказал поэт, лучшая девушка дать не может / больше того, что есть у нее. а "есть у нее" просто по определению, по законам естества, не может быть интересного -- ничего. голограмма только в определенном ракурсе может показаться глубокой. если посмотреть на голограмму сбоку, то видно, что толщина у нее пять миллиметров. то же самое можно сказать и о лице противоположного, а также не только противоположного пола. в нем, в этом лице, может быть что-нибудь, что мы не знаем, -- как и во всяком закрытом чемодане, -- но туда точно не поместилась бы никакая настоящая Тайна, т.е. Смысл.

но это не означает, что христиане не дружат вообще. у аввы Дорофея (нач. 6 в.) есть картинка: радиусы сходятся друг с другом по мере продвижения от окружности к центру. вот это и есть модель христианской дружбы: ради единого на потребу, коротко говоря, -- ради Единого.

чем это отличается от хороших отношений с коллегами по работе? структурно -- ничем, но по результатам -- очень отличается, т.к. мы разными местами своего организма делаем работу и стремимся к Единому. последнее место -- более важное. поэтому мы другим местом дружим, если по-христиански.

на этом теория вопроса исчерпывается и начинается самое интересное -- практика.

(но тут Шахерезаду застигло еще не утро, но уже отходняк от всяких нервно-паралитических нагрузок последних суток. à suivre).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments