Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

за что "мы" любим Земфиру

(к вопросу о http://www.livejournal.com/talkread.bml?journal=willy2001&itemid=715817&view=1927465#t1927465)

единственный убедительный -- из виденных мною -- способов прочертить водораздел между попсой и чем-либо другим (как его ни называть), это "играй, гормон" -- главная тема попсы, невозможная, по кр. мере, в чистом виде, ни в роке, ни в панке. но это обстоятельство сразу превращает последние в музыку "некоммерческую", "элитарную" и широким массам ненужную.

да, в роке иногда встречаются "поэты" (по внутреннему самоощущению: как СашБаш и БГ), которым, в соответствии с пушкинскими традициями (будь они неладны) русской поэзии, нужно отрабатывать "лирические" мотивы, -- но это маргинально, даже внутри их собственных текстов. на "лирические" (ака "гормональные") темы некоторые (ГрОб какой-нибудь или Янка) не пишут вообще, некоторые -- пишут со вкусом, помногу, но так, что представляют именно эти темы источником смерти. наиболее чистый пример последнего -- Нау (см. мою статью аб ём), а также и Агата (где сплошное садо-мазо: и в буквальном, узком смысле, и в расширенном смысле Фромма, откуда и любовь к антуражу Майн Кайф; это -- точно знаю -- не потому, что Глеб Самойлов такой садист, ну, или хотя бы мазохист, а потому, что так понятнее -- когда садо-мазо: видно, какая это всё дыра).

народу всё это непонятно и понятно никогда не станет. но кое-что он может вместить.

попытки чисто механически залить гормонами уже сложившуюся "поэтику" рока не удались (Сплин, Снайперши, Мумий Тролль...): они принимались лишь в пределах аудитории, уже подсевшей на рок, но еще (обычно в силу очень юного возраста) не умеющей следить за содержанием мессаджа. а на "большой эстраде" всё это неконкурентоспособно.

чево сделала Земфира: она изначально стартовала с эстрады (исторически это была эстрада ресторана и какого-то соответствующего муз. училища, но в ней отражалась именно большая эстрада великих народных певиц типа Аллы Пугачевой), а к рок-культуре отнеслась именно с тем цинизмом, с которым каждый талантливый человек должен относиться к окружающей действительности: она ее просто поюзала. и сделала это с большим знанием дела, а не как аутсайдер.

она востребовала из рок-культуры одно из ее главных уравнений "любовь = смерть", но, как положено в попсе, вместо глубинной взаимосвязи у нее лишь внешнее соположение. это как в ее синтаксисе: достаточно яркие слова поставить рядом, в любой грамматической форме: все равно смысл никто не будет "отслеживать": точнее, настоящий смысл -- это именно то, логически и синтактически не оформленное, что остается в ушах от "бессмысленного" слушания. поэтому Земфире и не надо -- в отличие от Нау или Агаты -- объяснять, "почему"; ей достаточно поставить рядом.

попсовые песни "про любовь" наполнены всякими трудностями "на пути к" или, наоборот, радостями, причем, абсолютная ценность этой так наз. "любви" является догматом, не подлежащим обсуждению.

у Земфиры этот догмат тоже не подлежит обсуждению -- поэтому она попсова и понятна народу.

но: препятствием оказывается -- смерть. кажется (я слушал Земфиру только в маршрутках да из открытых окон, так что могу и ошибиться), именно в этом ее пойнт: не какие-нибудь "трудности любви", а именно смерть как источник всех этих трудностей, заведомо непреодолимых, но... (тут у нее то ли есть, то ли нет какая-то надежда)...

мне кажется, что это должно иметь облагораживающее влияние на современную грубость нравов. поэтому я -- за Земфиру. конечно, только в качестве товара на экспорт, в среду учащихся ПТУ и прочих. но... для кого-то она даже может стать ступенькой к чему-то высшему.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments