Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Scando-Rossica

ко всей этой прежней лабуде после прочтения статьи Петрухина "Олав Трюггвасон и проблемы русско-византийских отношений в период крещения Руси" (Славянский мир между Римом и К.полем. (Славяне и их соседи, 11). М., 2004. 30-38).

о чем говорит Петрухин: о том, что есть нумизматические данные в пользу связей между Византией, Русью и варяжскими наемниками в конце 10 века. подробности не пересказываю, но, по-моему, там всё довольно однозначно.
сам Петрухин делает из этого вывод, что какая-то историческая основа рассказам о пребывании Олава Т. в Византии и на Руси должна быть, а поэтому может быть такая основа и под рассказами о его роли в Крещении Руси. но это Петрухин. а вот что думаю я.

сведения саг (Одда и Ко.) 12 в. об Олаве Т. -- это некоторая идеологич. информация для целей своих, скандинавских и 12 века. она состоит в том, что варяги Олава Т. покрестили весь путь из варяг в греки.
по законам жанра (а тут такой жанр, что у него есть законы), эту информацию нельзя отвергать как чистую фантазию, хотя, теоретически говоря, она может не иметь никакого отношения к эпохе Олава Т. (на что и указывают разные историки). в принципе (за вычетом истории о крещении Руси), она соответствует хотя бы историческим фактам (и, что важнее, агиографическим преданиям, восходящими к 11 в.) об Олаве Святом, близкородственной (агиографически) фигуре Олаву Т.

пока что вопрос ставится так: было ли крещение Руси самостоятельным решением Владимира, принятым из только русских реалий, или это было решение общее -- решение Инглингов покрестить всю контролировавшуюся ими трассу (от Киева до Исландии). есть еще третье решение: крещение Руси было частью какого-то "болгарского проекта".

в пользу последнего решения говорит синхронизм (все попытки крещения соотв. народов, удачные или неудачные, относятся ко времени Олава Трюгвасона), но одного синхронизма мало.

нужно найти свидетельства общей идеологии всех этих актов крещения. это лучше всего делается через памятники агиографии.

со скандинавской стороны они имеются, но там проблема датировки: надо доказать, что тексты 12 в. содержат идеологию 10 в.
со стороны русской имеется некоторая каша -- обрывки чего-то старого, сохранившиеся в поздних ПВЛ и КПП.

что кас. гипотетического "болгарского проекта", то очевидно, что болгарские материалы были задействованы по полной для оформления христианства Киевской Руси. также очевидно, что они не были и не могли быть задействованы для оформления христианства более северных территорий. но для доказательства реальности "болгарского проекта" нужно что-нибудь более весомое -- и тоже, лучше всего -- из области агиографии. честно сказать, в "болгарский проект" я не верю.

вот таков, пока что, status quaestionis.

впрочем, есть инвариант, общий для "болгарского следа" Кирилла и Мефодия и всей древней Руси--Скандинавии: культ св. Климента Римского на уровне культа местного апостола!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments