Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

ИПЦ v.2.0 как проект


итак, если надобность в существовании ИПЦ не отпала (т.е. не явилась государственная власть и не поставила ИПЦ на место господствующей церкви), а "период полураспада" ИПЦ v.1.0 уже достигнут, то возникает необходимость создать на основе прежних ИПЦ v.1.x какую-то новую ИПЦ v.2.0.

теоретически понятно, что она должна быть в большей степени "за" и в меньшей степени "против", т.е. у нее должна быть позитивная программа. однако, это уже не может быть позитивной программой v.1.0, т.е. консервацией того, что было до "момента Ч".

иными словами, нужно сформулировать "истинное православие" как идеологию, т.е. сказать, что истинное православие -- это не просто "то, как было (до какого-то момента) раньше", а, конкретно, то-то и то-то.

такой идеологии нельзя взять в готовом виде не только из среды ИПЦ v.1.0--1.x, где ее и по определению быть не может, но и из среды "дораскольной" Церкви. в лучшем случае, в "дораскольном" периоде могут найтись какие-то очень мало востребованные в свое время церковные мыслители, которые уже сформулировали какие-то базовые идеи (на мой взгляд, для современных ИПЦ v.2--3 таким надо считать Михаила Новоселова). получается, что "истинное православие" (не как догматику, но как идеологию) необходимо изобрести.

этот процесс сродни созданию научной теории. "открытия" и "изобретения" делаются сразу несколькими учеными в разных местах, которые не всегда приходят к полному согласию друг с другом, но в целом именно они формируют новое лицо науки.

в ИПЦ 20 века такие люди появились на рубеже 50-х и 60-х годов и оказались особенно востребованными после 1965 года (взаимного "снятия анафем" между папой Римским и патриархом Константинопольским: благодаря тому, что идеи "истинного православия" были уже заранее подготовлены, они смогли сыграть роль телескопа, в который это далекое от них событие сумели увидеть даже простые греческие новостильные монахи, а за ними и миряне; в результате, ИПЦ получили огромный прилив свежих сил). что характерно, большинство, хотя и не все, "изобретателей" "истинного православия" совершали свое открытие, будучи вне истинного православия (т.е. они были, до своих идейных выводов, вне ИПЦ, и только придя к своим выводам, они покинули свои экуменические юрисдикции и перешли в ИПЦ).

итак, перейдем на личности -- на личности тех, кто изобрел "истинное православие". это было несколько человек, всех не перечислю. но, пожалуй, самыми главными стали люди 1920-х и особенно 1930-х гг. рождения: Фотий Кондоглу (он же и великий иконописец, в сане мирянина), Александр Каломирос (тоже мирянин), Амвросий Фонтрие (архимандрит; его как-то хотели сделать епископом Кикладским -- des Cyclades; он в ответ предложил стать лучше епископом des Cyclistes -- мотоциклистов; этим он прозорливо указал на нашу нынешнюю работу среди бэйкеров в Суздале!), о. Пантелеимон Бостонский (архимандрит и духовник Holy Transfiguration Monastery -- Свято-Преображенского монастыря в Бостоне), о. Серафим Роуз (иеромонах; несмотря на их "нелюбки" с о.Пантелеимоном, я и его причислил бы к изобретателям "истинного православия"). плюс еще много людей менее известных, часто становившихся приходскими священниками (в монашестве или нет), и очень влиявших и на свое окружение, и вообще на многих людей. т.к. многие из них, слава Богу, живы, то я не хочу на них указывать и ограничиваюсь поэтому только совсем уже знаковыми фигурами. чуть позже -- уже именно по итогам 1965 года -- к ним присоединился митрополит Филарет (Вознесенский), глава РПЦЗ (+ 1985, нетленные мощи открыты (и вновь закрыты) в 1998).

главными документами той эпохи являются произведения Александра Каломироса Против ложной унии (1963; это особенно важная работа, т.к. она была опубликована еще до 1965 года!) и еще более теоретичная "Екклисиология". а в более публицистическом (в хорошем смысле слова) жанре -- "Скорбные послания" митрополита Филарета (все Скорбные послания и еще кое-что имеются здесь; идеи в них, в основном, "Бостонские" -- и именно "Бостонские", а не вл. Григория Граббе, яко глаголят нецыи).

итак, идея для ИПЦ v.2.0 появилась, но от этого было еще слишком далеко, чтобы такую ИПЦ нового поколения реально создать. абсолютно все вышепоименованные лица пришли в резкий конфликт со своим окружением даже и в тех ИПЦ, где они оказались. в лучшем случае, они приходили с ними к дурному миру, который считался лучше доброй ссоры. а бывали и случаи вроде Александра Каломироса, приход которого (в Афинах; сейчас, после кончины Александра в 1990 г., там старостой его сын Иоанн) вместе с еще одним монастырем оказался и вовсе вне наличных в Греции истинно-православных синодов -- и я его прекрасно понимаю. это положение ненормальное, но в каких-то случаях и на какое-то время неизбежное.)

судьба начинаний митрополита Филарета доказывает, что ИПЦ нового типа нельзя создать простым захватом верховной власти в ИПЦ версий 1.х. уж кто-кто, а он был "на топе", и у него даже были хорошие помощники, которые даже поставили -- вместе с ним -- задачу переделать РПЦЗ в нечто новое и реально нужное, т.е. организовать ее не вокруг всякой антикоммунистической лабуды, а во имя православной догматики (причем, политическая обстановка этому благоприятствовала, т.к. антикоммунизм оставался актуальным абсолютно для всех, и на него бы никто не посягал). но вся эта затея, несмотря на иногда впечатляющие тактические успехи, провалилась с треском. я тут уже подробно описывал детали этой истории.

"правильный" лидер не может переделать "неправильных" членов своей группы. регрессия ИПЦ создает кадровую ситуацию, которая лучше всего выражается словами советской песни "фарш невозможно провернуть назад". нужна была какая-то новая и специальная работа с рядовым духовенством и мирянами, а ничего такого м.Филарет и его окружение не придумали. (точнее, не придумали соответствующего проекта в масштабах РПЦЗ; на более лабораторном уровне там уже было всякое-разное).

РПЦЗ оставалась, я бы сказал, псевдо-государственной церковью: она имитировала структуру дореволюционной государственной церкви при отсутствии самого государства. Это удавалось потому, что в диаспоре аналогичные функции мог выполнять принцип этнической солидарности. РПЦЗ объединила монархическую эмиграцию, которая, в свою очередь, стала действовать в тех странах, где русские беженцы были из средних и низших социальных слоев, а не интеллигенция (поэтому они легко могли сделать их носителями своей идеологии). получилось совершенно особенное церковное образование -- не чисто этническое, а этно-политическое.

РПЦЗ, хотя и стала "церковью русского народа", аналогичной каким-нибудь украинским юрисдикциям, но, по особенностям политического наследства русской эмиграции (в отличие от украинской, сербской, арабо-христианской и т.д.), сохраняла за собой государственные амбиции. сегодня мы наблюдаем, как некоторые части прежней РПЦЗ, не пошедшие на объединение с МП, но оказавшиеся неспособными всерьез поддерживать прежний характерный для РПЦЗ "государственно-церковный" имидж, свалились в банальное этническое православие. конечно, и этническое православие -- вполне возможная форма существования ИПЦ, но только лишь в версии 1.х: ведь в любой другой версии, начиная от 2.0, потребуется дать определение "истинному православию", а такое определение никак не может быть этническим. (т.е. я хочу сказать, что идея этнического православия перспективна для выживания регрессивных групп 1.х, но не для развития ИПЦ).

государственные амбиции или, наоборот, отказ от них и сползание в чистую "этнику" составляют также и проблему в среде современных греческих старостильников, но я тут не хочу в нее углубляться.

итак, для развития ИПЦ нужны такие миряне и рядовые клирики, которые способны сделать сознательный выбор между ИПЦ и "не-И ПЦ", причем, мы теперь можем рассматривать лишь такие ситуации, когда их сознание при этом "сознательном" выборе не будет направляться ни государством, ни этническими барьерами.

если взять нормального современного человека нынешней секулярной эпохи, то такие условия -- когда в церковь его ни государство не гонит, ни "национальный клуб" не привлекает -- делают задачу весьма трудной. в зависимости от путей ее решения как раз и могут различаться дальнейшие версии ИПЦ -- 2.х, 3.х и т.д.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Recent Posts from This Journal