Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:
  • Music:

If there's a bustle in your hedgerow, или Как бы я стал проповедовать православие в земли Вританний

-стей (т.е. Вританнийстей! не влезло в сабж.).

позволю себе немного безответственной болтовни о том, чем я заведомо не собираюсь заниматься. но, ничего не поделаешь, придется это перемешать с тем, чем я занимаюсь. потому что говорить о том, чем не занимается никто, доступно только достигшим просветления и способным произвести и услышать хлопок одной ладони.

в наше время христианство проповедуется обычно одним из двух способов, оба неправославных.

первый способ характерен для протестантов, но встречается и у крайних либералов от православия: проповедь обращена к человеку "здесь и сейчас", т.е. с его реальными проблемами, но при этом игнорирует христианскую традицию. "игнорирует" не в том смысле, что ничего о ней не рассказывает или только ругает (так даже крайние протестанты не делают), а в том, что предполагает (когда более, а когда менее эксплицитно), что современный человек настолько отличается от человека всех прошлых эпох, что ему нужна какая-то особенная версия христианства. (примеры можно увидеть как у англикан с их Low Church, так и у наших оо.Александра Борисова или Георгия Кочеткова). такой же подход был у м.Антония Блюма, и, м.б., поэтому его деятельность по внешним показателям оказалась столь мало эффективной (я тут имею в виду вовсе не то, что он мало сделал, а то, что при его фантастических способностях к инкультурации, результат должен был быть намного больше: видно, что действовал еще какой-то фактор, который "съедал" значительную часть результатов его усилий; я думаю, что этим фактором был диссонанс между его либеральным православием и чаяниями таргет-группы, и так уже уставшей от англиканского либерализма).

этот подход, в ИПЦ, наверное, невозможный, для целей истинного православия хорош тем, что он постоянно генерирует массу людей, разочаровывающихся в поверхностном христианстве: ведь столкнувшись с таким "христианством для современных людей", некоторые уходят от него, гораздо лучше сознавая теперь, что христианство должно иметь глубину, а, значит, традицию. в условиях Великобритании, правда, амплитуда таких исканий зашкаливает: от англиканства идут, в основном, сразу в ислам, а православие просто не успевают заметить.

второй способ характерен для сегодняшних православных всех деноминаций. упор на традицию делается, и очень сильный (даже и в либеральных юрисдикциях), но проблема в том, что абсолютно все юрисдикции (кроме Бостона -- HOCNA, а, за пределами истинного православия, еще и ОСА -- Американской Митрополии) делают упор на традицию не церковную -- не ту, которая есть Священное Предание, Traditio с большой буквы, -- а традицию этническую и этнографическую. характерный пример -- семинария РПЦЗ в Джорданвиле, которая воспитывала отнюдь не православных американцев, а американских русофилов. но это крайнее выражение тенденции. а тенденция такова (в Великобритании особенно откровенно): кому нужен "русский клуб" -- пожалуйста в РПЦЗ или МП, а кому "византийский клуб" -- пожалуйста в греческую (К.польскую) юрисдикцию.

в том и другом случае вместо православия предлагаются ролевые игры. можно их назвать и по-другому, чтобы стало понятно, почему это хорошее дело, и чем оно помогает людям: психодрама (есть такая методика групповой терапии).

обычно так: если на обложке книги или на вывеске храма что-то сильно "святорусское", то жди всяких соплей а-ля "Православная Грусть" (название газеты -- официального органа РПЦЗ). а если что-то сильно "византийское" -- то жди либо такой же греческой этники, либо (особенно в Англии) просто соплей либеральных (потому что так повелось, что в игры с византийской атрибутикой играют либералы). "Византия" -- это хорошая марка, под которой К.поль выступает как патриархат не только греков. но "византийская" пропаганда точно так же подсаживает на традицию, как и Джорданвиль, только таргет-группа у него другая, а потому в предлагаемой ролевой игре будут другие костюмы. "Сурожская епархия", в бытность свою в МП, также играла в византийский стиль, что было особенно заметно в вотчине еп. Василия Осборна -- Оксфорде. ее "византийскость" была не настолько выраженной, как у ушедшего из нее в К.поль архим. Софрония Сахарова с монастырем в Эссексе (он рассорился со своим епископом, м.Антонием Блюмом), но все же бросающейся в глаза на общем фоне МП, не говоря уж о "густопсовой" РПЦЗ.

кто оказывается целевой аудиторией второго подхода? (про целевую аудиторию первого подхода говорить не стоит, т.к. при этом подходе православие неконкурентоспособно в западном мире).

прежде всего, это люди, пришедшие за "психодрамой" -- т.е. нуждающиеся в психотерапии и восприимчивые к такой ее форме. такие люди обычно испытывают трудности с социализацией и являются в своем обществе маргиналами. это, в массе своей, люди, которых нельзя прямо назвать больными, но это люди не вполне здоровые, по этой причине ощущающие себя чужаками в своем этносе, и которые именно поэтому и оказываются готовыми принять экзотическую религию. у нас такие люди становятся прихожанами умеренных и положительных сект, вроде баптистов и адвентистов.

и это надо признать: в той форме, в которой православие проповедуется в западном мире почти всеми деноминациями (за исключением HOCNA и ОСА), оно проповедуется как секта. внешний его облик отличается от привычного облика секты только лишь тем, что это секта, работающая как приложение к этническому клубу (который м.б. иногда большим и влиятельным).

и еще кое-что надо признать: западный человек, у которого действительно есть религиозные проблемы, не станет серьезно относиться к тем, кто предложит ему ролевые игры.

все-таки не будем забывать, что религия имеет свое собственное содержание, которое отнюдь не является психическим заболеванием (пусть даже таким легким, как невроз).

вот. получается, что это я написал о том, как не надо проповедовать православие в западном мире вообще и на Британских островах в частности.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 41 comments