Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

о философии и психологии

beskogi рассказала еще одну прекрасную историю про декана философского ф-та УрГУ (Екатеринбург) А. В. Перцева:

я помню его прошлогоднюю лекцию (у них 40 лет факультету, кажись, было), особенно фразу - "да, советская философия игнорировала экзистенциализм, зато он был подробно рассмотрен в советской психиатрии"

это мне напомнило еще некоторые из недавних впечатлений о советской психологии.

листая в магазине какую-то книжку о корифеях ф-та психологии МГУ советского времени, написанную кем-то из нынешних тамошних людей (м.б., Василюка? скорее всего, именно его монография была 2003 года), я встретил замечательную по своей откровенности мысль.

речь шла не об "экспериментальной психологии", а именно о построении общих теорий личности и психики. по этому поводу автор (предположительный Василюк; если все-таки не он, то я прошу у него прощения) написал, что, мол, те "были вынуждены стать марксистами", но... (и дальше всякие слова о том, какими все-таки замечательными они были).

мне это напомнило тех немецких физиков, которые тоже, может быть, "были вынуждены" быть настоящими арийскими физиками и отмежевываться от "еврейской физики" Эйнштейна.

понятно, что марксизм может быть даже в чем-то выгоден для историка, т.к. в историческом исследовании он хотя и убивает вокруг себя все, кроме экономики, но зато к анализу экономики предрасполагает чрезвычайно удачно. но как можно быть марксистом в теории личности, т.е. в не-"экспериментальной" психологии? ведь психологи-марксисты -- это такие ребята, у которых e = m c^3. и это еще ладно. но и современные их ученики, убежавшие от принудительного марксизма, до сих пор пользуются теориями, построенными на подобных формулах.

причем, теперь еще строят на них "православную психологию", которая и без этих-то теорий -- сплошной улет.

в пост-советской психиатрии это тоже сказывается: формально даже Снежневский (изобретатель "карательной психиатрии") до сих пор считается респектабельной фигурой -- т.е. совсем не на уровне Лысенко (который ведь тоже был не совсем пустое место, а селекционер-мичуринец; так и Снежневский до войны выдвинулся, как типичный "деятель советской науки" -- т.е. тоже не без применения молодого интеллекта и не без усидчивости).

прошу прощения у "карательной психиатрии" за то, что проассоциировал ее со Снежневским, т.е. сказал о ней плохо. вообще-то я считаю, что хорошего в ней было гораздо больше, и что, в основном (если не брать очень редких исключений, вроде специально сделанного для Буковского), там трудились честные врачи, которые стремились -- и во многом удачно -- помочь своим пациентам-диссидентам, видя, как остро они нуждаются в помощи, и как много за их антисоветизмом простой неспособности больного человека адаптироваться в обществе. (между прочим, говорю это, будучи гораздо больше знаком с диссидентами, чем с психиатрами советского времени).

поэтому декан философского факультета УрГУ прав и еще раз прав. экзистенциализм в советском обществе изучался правильно: там, теми и на тех.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments