поэтому я бы хотел тут официально заявить: при всем моем уважении к религиозным психозам, доходящем до одобрения V62.89 в DSM-IV ("Religious or Spiritual Problem": The category can be used when the focus of clinical attention is a religious or spiritual problem. Examples include distressing experiences that involve loss or questioning of faith, problems associated with conversion to a new faith, or questioning of spiritual values that may not necessarily be related to an organized church or religious institution.) и желания поиметь что-то аналогичное в будущей МКБ-11, -- я хотел бы сказать, выражаясь словами Фрейда из анекдота, что "бывает и просто беснование".
и, в частности, что оно, насколько я подозреваю, присуще всем поголовно членам харизматических сект -- т.е. таких сект, в которых личная уверенность в собственном спасении является характерным признаком обязательной для всех личной религиозности. в частности, ритуалы таких сект (напр., их чин хлебопреломления) являются средствами распространения не религиозных психозов (это тоже может быть, но не обязательно), а именно беснования. подобные секты отличаются от других религий, хотя бы и ложных, тем, что религиозная прелесть, порождающая всякие лжеучения, в них еще не остыла и является обязательной для усвоения (тогда как в более "старых" религиях это является делом личным или какого-либо особого движения в их среде).
беснованием принято называть не вообще любое воздействие бесов на человека, а только лишь такое положение, когда в человека постоянно вселяется бес и систематически руководит этим человеком во всех наиболее важных поступках. это не DID ("множественная личность"), а именно совершенно другая личность, не являющаяся результатом диссоциации первой и поэтому вообще не имеющая к человеку никакого природного отношения. это личность-паразит в самом прямом смысле слова.
никаких медицинских средств изгнания такой личности нет и быть не может. она изгоняется исключительно церковными средствами, т.е. покаянием и причастием.
в некоторых действиях и, часто, при своем изгнании бес проявляется видимо. поскольку бесы, как и ангелы, не имеют природной зримой формы, то они визуализируются в тех символических формах, которые уместны к случаю (применительно к данному человеку). слово "символический" здесь имеет тот смысл, который был ему придан Кассирером и в психологию и психиатрию перенесен Юнгом. такие визуализации, с т.зр. психиатрии, могут быть названы галлюцинациями или псевдогаллюцинациями, но, в данном случае, эти являения не являются признаком психического нездоровья (собственно, таких симптомов, которые сами по себе, а не в составе симптомокомплексов, служили бы доказательством психического заболевания, не существует в принципе: симптомы психических заболеваний не специфичны для болезни, и все без исключения могут встретиться у здорового человека, и не только в состоянии беснования).
что же касается собственно "религиозных психозов", равно как и других психических расстройств, возникших вследствие чьих-либо занятий религиозной практикой (а то еще часто бывает, что человек был больным, а религиозная практика появилась после или даже вследствие болезни; тогда "религиозного психоза" и тп. быть не может, а есть простое психическое заболевание), -- то они возникают оттого, что религиозная практика оказывается психотропным средством. некоторым от нее может снести (а некоторым -- не снести) крышу точно так же, как и от "колес", героина и т.д.; т.о., ситуация вполне аналогична экзогенному психическому заболеванию (и хорошо бы, если бы в МКБ-11 психические расстройства на религиозной почве поместили бы куда-нибудь вслед за расстройствами на почве отравлений, инфекций и т.п.).
решение вопроса о том, возможно ли религиозное психическое расстройство без беснования, возможно лишь на конфессиональной почве. если в качестве таковой выбрать православную, то, разумеется, ответ будет отрицательным: любое психическое расстройство на почве религии возможно лишь в случае прелести, а появление контролирующей поведение (хотя бы отчасти) паразитарной личности -- только в результате беснования.
--------
само собой, что вышеизложенные теоретические рассуждения некоторым образом соотносятся с моим практическим опытом в качестве попа.
ЗЫ "отчитками" не увлекаюсь сам и никому не советую.