Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Казанская икона и исцеление слуги сотника

проповедь в прошедшее воскр.


Слово в 4-ю неделю по Пятидесятнице, на праздник Казанской иконы Божией Матери
8/21.07.2002

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В сегодняшний день мы совершаем два праздника — еженедельное воспоминание Воскресения Христова и праздник Казанской иконы Божией Матери. Всего праздников Казанской иконы Божией Матери в Русской Церкви два. Но как раз тот, который сегодня, — самый главный (если только можно рассуждать, какой из них самый главный), потому что именно сегодняшний праздник установлен в честь самого обретения этой иконы, которое произошло в 1579 году, когда в только что завоеванном Казанском ханстве, где почти все местные жители были мусульманами, в одной христианской семье девочке было видение, что в таком-то месте закопана икона. Она насилу, с большим трудом и далеко не сразу уговорила свою мать пойти туда покопать; мама пыталась уговорить епископа, но никто не верил и не обращал внимания; но потом действительно обрелась в указанном месте икона, которая, по-видимому, была скрыта там тайными христианами еще в то время, когда Казанское ханство не было под владычеством русского царя. И с тех пор Казанская икона относится к самым почитаемым в Русской Церкви, потому что, с одной стороны, она стала таким особенным знамением побед русского оружия и православного воинства над иноверными врагами, ну, а кроме того, ее явление было знаком благоволения Божия к тому, чтобы православный русский народ овладевал землями неправославных соседей и тем самым этим соседям приносил пользу, прежде всего, духовную через то, что многие из них стали потом обращаться в православие, и это содействовало спасению их души.
А для нас сегодня, конечно, воспоминание обретения Казанской иконы Божией Матери имеет еще и несколько другой смысл. Потому что сейчас вся наша страна — это как бы такое большое Казанское ханство, только населенное даже не верующими мусульманами (это еще даже было бы и лучше), а вообще безбожниками, которые не держатся даже в тех пределов веры, в которых держались в XVI веке казанские мусульмане. И у нас еще остались какие-то святыни, по крайней мере, чудотворные списки с той Казанской иконы остались, и один из них находится в Петербурге, хотя и в неправославном экуменическом храме, но тем не менее, это все равно чудотворная святыня. И конечно, обращаясь с молитвой к Божией Матери перед Ее Казанской иконой и перед другими чудотворными иконами, мы и сейчас вправе рассчитывать и действительно получаем благодатную помощь в том, чтобы нам самим, по крайней мер, сохраниться в православии среди всеобщего отступления и безбожия, а может быть, содействовать и тому, чтобы кто-то из сегодняшних безбожников впоследствии обратился в истинную Церковь Христову.
А в Евангельском чтении мы сегодня слышали рассказ о том, как, по просьбе римского сотника, Господь, даже не входя к нему в дом, исцелил его слугу. И конечно, сам по себе этот рассказ уже во многом для нас назидателен. Когда сотник сказал, по своей вере, что он недостоин, чтобы Господь вошел в его дом, и что достаточно только, чтобы Господь просто сказал, чтобы отрок исцелился, — и привел в пример самого себя: как сказал этот сотник, «у меня есть подчиненные, есть рабы, и если я говорю подчиненному или рабу: сделай то-то и то-то, — он идет и делает; так тем более я верю, что и Ты можешь Сам не входить в мой дом, а просто сказать, слово Свое послать, и оно все сделает». И действительно, слуга этого сотника исцелился. Но Господь придал этому случаю очень большое значение, и потому Евангелист не только рассказывает нам эту историю, но присовокупляет и слова, которыми Господь объяснил ее ученикам. А объяснил Он ее такими словами: «ни во Израиле толикия веры обретох», — т.е. даже в Израиле, среди тех, кто должен был бы Его принимать и Ему веровать, в отличие от римлян, такой веры Он ни у кого не нашел. И дальше Он продолжает: «Истинно говорю вам, что придет время, когда на ложе Авраама, Исаака и Иакова (т.е. в Царствии Небесном, а значит, в Истинной Церкви) окажутся многие люди из язычников, которые сейчас живут в самых разных концах земли; а те, кто сейчас мнят себя по плоти (потому что по плоти они действительно таковы) чадами Авраама, Исаака и Иакова, т.е. народ Израильский, — они окажутся отверженными». И вот, мы должны понимать это не только в историческом смысле, что иудеи отвержены, а многие язычники стали христианами, — потому что это хотя и правильно, но это не самый главный смысл для нас. А для нас самый главный смысл во всякой истории и всякой притчи Евангелия — это тот, который касается лично каждого из нас. А это касается лично каждого из нас. Потому что мы все подобны иудеям в том отношении, что мы внешне, формально находимся в истинной Церкви Христовой, и мы должны были бы иметь веру большую, чем у язычников. Но не всегда мы ее имеем, и потому к нам тоже относится это угроза Господа. Но как нам подражать этой вере язычников? А вот как.
В нашей жизни все время возникают такие случаи, а правильнее сказать, такие искушения, каких мы раньше никогда не знали. Может быть, другие христиане их и переживали — да и наверняка переживали, да еще и не такие, — но для нас это очередное искушение превосходит все то, о чем мы раньше имели понятие по своей собственной жизни. И хотя раньше у нас и бывали случаи, когда мы получали благодатную помощь Божию, которая должна была бы укрепить нашу веру, но однако, сейчас случилось нечто новое, и мы не можем сделать автоматически такой вывод, что вот, раз тогда Бог помог, то и сейчас поможет. Действительно, такой вывод не надо делать автоматически, а надо просто все время иметь веру, все время полагаться на волю Божию так, как будто никакой другой помощи у нас нет. Потому что на самом деле у нас действительно никакой другой помощи нет. Потому что если у нас есть помощь от каких-то людей, обстоятельств, то мы не должны забывать, что это все равно помощь Божия, но только выраженная не прямо, а через что-то или кого-то. И мы рассчитываем поэтому не на людей, не на обстоятельства, а только на то, что Господь тем или иным путем, через что-то или кого-то, или непосредственно Сам, но в каждом случае устроит нашу жизнь так, чтобы это содействовало нашему спасению, т.е. Его воле, потому что Его воля состоит в спасении нашей души. И поэтому мы должны все время применять к себе слова Апостола Павла: «задняя забывая, в предняя простираюся», — т.е. считать себя все время начинающим с нуля. И начиная с нуля, совершенно не помня о том, что ты якобы имеешь право на какую-то особую помощь Божию вследствие принадлежности к истинной Церкви (потому что никакого, так сказать, особого права по отношению к Богу, чтобы добиваться от Него чего-то такого, чего Он Сам не хочет, мы не имеем вследствие нашей принадлежности к Истинной Церкви), а просто обращаясь к Нему всякий раз, понимая, что Он «хочет каждому человеку спастись и в разум истины придти» (это Господь говорит через Апостола), независимо от того, находится ли человек сейчас в Церкви или нет, потому что Господь хочет спасения каждого, — исходя из этого, понимать, что Он, значит, хочет и лично моего спасения, и все, что относится к моему спасению, я могу у Него просить и обязательно получу. И вот, в этом смысле надо все время полагаться на волю Божию, а больше ни о каких соображениях особенно не думать. Если нам кажется, что вот сейчас у нас все будет хорошо в духовной жизни или в каких-то житейских делах, потому что у нас есть сейчас что-то такое необходимое для того, чтобы все стало хорошо, то это уже означает, что мы отчасти отпадаем в безбожие. Потому что сегодня у нас есть это необходимое, а завтра нет. И если даже оно у нас и будет, и действительно все будет хорошо, то это не из-за того, что у нас есть нечто, а потому, что помощь Божия не оставит нас. Мы никогда не должны рассчитывать, что вот, сейчас мы можем что-то получить, потому что у нас есть для этого хороший задел. Нет, если речь идет о чем-то действительно нужном для спасения нашей души (а все остальное нам в общем и не нужно), то никогда у нас не будет «хорошего задела». Хороший задел — это «забывать задняя», считать себя все время на нуле и все время обращаться к помощи Божией, считать себя вот таким совершенно пришлым со стороны человеком, каким был этот римский сотник, и так же просить у Бога того, что согласно с волей Божией. И тогда можно не сомневаться, что мы все получим, как бы это по мирским меркам ни казалось затруднительным.
Господь да подаст нам все время пребывать в вере этого римского сотника и все время считать себя человеком, который в Церкви находится, как в гостях, а не у себя дома, но в то же время таким, которого Господь хочет помиловать и все для этого сделает. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments