Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

самый интересный вопрос

на который может и должна ответить критическая агиография в тандеме со сравнительно-исторической литургикой в ближайшее время -- это откуда произошел ислам.
известно, что он сложился на языческом субстрате, но под определяющим влиянием иудаизма и христианства. однако, то и другое было настолько немейнстримным, что теперь, как писал Weinsborough в 1978 (или ок.того), эту sectarian milieu идентифицировать невозможно. но это исламоведам невозможно -- потому что ее надо искать, само собой, не в исламе. поэтому тут должны рыть историки иудейских и христианских традиций.
одна линия -- это изучение древнейшего литургического устройства Кааббы, о перспективах чего я кратко написал в предисловии к Мемориалу Жобер (там очередной аватар эсхатологического храм Иезекииля). эта линия, вероятно, чисто иудейская (иудейские корни ислама -- из какого-то вида неталмудического иудаизма; у меня новизна тезиса не в этом, уже отмеченном явлении, а в том, что этот иудаизм был храмовым, а не синагогальным, -- как, кстати, иудаизм эфиопских фалаша).
еще (я об этом не писал, но уже много лет думаю), надо анализировать мусульманский календарь. пока что мои сырые наблюдения совпадают с пионером в этой области, G. Vajda, который считал определяющими иудейские образцы.
МвЭ изучал христианские влияния (он их нашел в одной архаизирующей монофизитской традиции, чьи тексты дошли и на арабском). он нашел несколько текстов, которые он считал близкими предшественниками Корана, из них более всего близкий текст -- Епистолия о Неделе (древнейшие редакции, до нас не дошедшие, были уже в 6 веке, о чем известно из ссылок того времени), т.е. тоже танзил ("послание" с неба).
в последние дни я заново пересматривал и пере-думывал его мысли и наблюдения (вероятно, в 100-й раз). найденный им танзил связан тоже с календарем, но с недельным циклом -- с особым значением пятницы и воскресенья (в более ранней христ. и соотв. иудейской традиции особое значение имела также среда; но потом среды мы, т.е. еще христиане, потеряли; из-за этого, между прочим, Тайная Вечеря у нас "уехала" с исконной для нее ночи со вт. на ср. -- в ночь с чт. на пт.). ранние формы праздничного недельного цикла, где акцентуированы уже только пятница и воскресенье, появляются в древнейшей форме празднования Успения Богоматери. это 5 век, но на архаичной основе 2 в., которую достали откуда-то (и в древней основе рассказа календарь мог быть другим). там реконструируется такая последовательность событий: 10 "тишри" (августа) в пт. апостолы собираются к Богоматери в Сион и совершают богослужение Йом Киппур; 11 "тишри" происходит Успение (для данной традиции -- событие НЕ празднуемое); 12 "тишри" -- уверение Фомы, которым удостоверяется вознесение Богоматери с плотию на небо (это и есть празднуемое событие: Transitus "преставление", Assumptio "вознесение").
собрание апостолов перед Успением как отдельный праздник долго (но не до сего времени) сохранялось в традициях грузинской и (до сего времени) в эфиопской, но под другими датами (т.к. там и там цикл Успения менялся). однако, у грузин и эфиопов для этого дня одинаковое название -- "собрание".
в древнейшей форме рассказа оно в пятницу.

"собрание". в пятницу... вот и приехали: yaun al-jama`a -- "день собрания" (всех благочестивых мусульман на пятничную молитву).

----
забыл еще сказать, что, конечно, сама тема откровения Корана -- это классическая иудейская мистика: шиур кома (появляется ангел, закрывающий все небо -- или как-то так... не помню этих деталей). больше всего похоже на тему из хехалот. (тоже бы хорошо, чтоб кто-нибудь изучил; у меня не получается, т.к. вот уже много лет не могу преодолеть отвращения).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments