Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

иудаизм фалаша

в чем тут главная проблема: эмпирический материал почти весь легко толкуется в обоих направлениях (христианство, переделанное в иудаизм, или иудаизм под очень сильным влиянием христианства), но есть важные "но".
мейнстримное решение -- будто иудаизм фалаша это искусственная конструкция на основе христианства -- не более, чем гипотеза, и даже две гипотезы, взаимоисключающие. Стивен Каплан датирует события 15 веком, Гетачью Хайле -- 10-м, но оба говорят лишь о возможных реконструкциях событий. помножим это на плохую известность всей вообще эфиопской истории до 1270 года. так что по части исторических реконструкций происхождения фалаша все в высшей степени неясно, и повторение одних и тех же тезисов из работы в работу объясняется, главным образом, тем, что мало кто исследует материал.

а что мы имеем в пользу аутентичности иудаизма фалаша:

1. богослужение: праздник 49-й субботы и соответствующий текст к нему, изданный Моникой Девенс в 1995. Из какого христианства такое могло взяться?!!!!! ну ладно, помогу оппонентам: у Гийоргиса Саглави есть в проповеди на Дабра Табор (Преображение) намеки на существование (когда-то) такого календаря у христиан. но все равно, вопрос повисает. между тем, для иудейской -- и именно храмовой!!! -- традиции ответ на него ясен: Храмовый Свиток и Песни субботнего жертвоприношения.

2. жертвоприношения животных (не такие, как в эфиопском христианстве, а на все случаи жизни): это, как минимум, доказывает контакт с какой-то иудейской традицией, сохранившей священство и храмовое богослужение. но мы и без того знаем, что такая была в Аравии (она отразилась на раннем исламе, в культе Кааббы), да и в самой Эфиопии Аксумских времен.

3. Теэзаза Санбат: ксескёсе? персонифицированная суббота этого послания -- весьма похожа на Неделю из христианской Епистолии о Неделе, но текст архаичен. да, из него нельзя вывести однозначно ни иудейской, ни христианской атрибуции, но очень странно почему, если этот текст христианский или хотя бы был принят у христиан, мы не имеем ни одной христианской ркп. (это единственный такой случай, если не считать литургич. текстов фалаша).

резюме: пока мне не расскажут, у каких христиан фалаша взяли 49-ю субботу, -- не поверю в то, что они суть переделанные христиане.

ЗЫ а вот интересно, Маргарет Хайон в Израиле подготовила что-то новое о фалаша? я о ней не слышу ничего уже лет 8.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments