Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

антипсихиатрия

мне бросили ссылку на интересную статью о нынешнем положении основателя антипсихиатрии Томасе Сасе (его фамилию Szasz нужно читать по-венгерски, т.е. именно "Сас", а не так, как можно еще встретить в нашей литературе), заявившем о себе книжкой The Myth of Mental Illness (1961). эта статья как-то помогла мне получше сформулировать мои собственные идеи относительно треугольника "болезнь-норма-грех".

вообще говоря, "мифом", по Сасу, является не всякая психическая болезнь, а только такая, за которой нет "органики". т.е. антипсихиатрия -- это отрицание динамической психиатрии, а не всей психиатрии вообще. пафос ее состоит в том, что (формулирую от себя) можно сломать руку, можно сломать головной мозг (в смысле "органики"), но это не то, что обычно называют психическим заболеванием -- когда ничто из того, что "можно потрогать руками", не "сломано". все так наз. "психические заболевания" -- это только лишь особенности личности (характера и т.п.). отсюда следуют не только нападки на психиатрию как на преступное ограничение свободы людей, но и нечто противоположное (что обеспечило антипсихиатрии немалую поддержку в обществе) -- положение о полной вменяемости так наз. психических больных в отношении всего, что они натворили против закона.

сила привычек или особенностей характера при этом не отрицается, но человек считается полностью вменяемым за то, что он им поддался, хотя бы и потеряв после этого свободу. сходство с христианским отношением к греховным привычкам и так наз. страстям очевидно.

в христианской антропологии, кажется, никогда не было целостной теории психических заболеваний. "органическая" концепция античных врачей была популярна (в частности, именно она -- у Григория Нисского, Об устроении человека). еще одна большая категория -- беснования в точном смысле слова (частое объяснение для психозов) и просто всякое порабощение греховными страстями (то, что сейчас назвали бы тяжелыми личностными расстройствами): то и другое обычно происходит изначально по вине самого больного, хотя потом он теряет контроль. это близко к антипсихиатрии. но описывались (в Евангелии в т.ч.) также и такие случаи беснований, когда личной вины больного не просматривалось. тут роль бесов могла быть не большей, чем их же роль в соматических заболеваниях Иова или отцов-пустынников, т.е. обыкновенное искушение извне.

получается, что христианская антропология оставляла какое-то "место" в психике, которое можно просто "сломать", но без нарушений "органики". а вот крайне редукционистская (и восходящая, тем самым, к позитивизму 19 века) антипсихиатрия такого "места" не оставляет.

а что об этом думаю лично я:

что прежним теоретикам всех этих вещей не хватало логического аппарата. они просто не знали тех логик, в соответствии с которыми устроено естественное человеческое мышление (формальная логика Аристотеля в их число не входит; она вообще далека от чьего-либо естественного мышления). это всё модальные логики, которые только в 1950-е годы стали изучаться широкомасштабно, но даже и сейчас так называемые сравнительные модальности (в отличие от абсолютных) никто из логиков систематически не изучает.

человеческое мышление в норме для взрослого человека должно функционировать в многомерном логическом пространстве, каждое измерение которого описывается одной модальной логикой. количество измерений этого пространства является конечным и не очень большим (менее двух десятков измерений). эта взрослая норма достигается постепенно в процессе развития психики младенца. при психических заболеваниях соответствующее развитие либо не достигается, либо происходит регрессия к тому уровню, когда оно еще не было достигнуто.

поэтому, в защиту динамической психиатрии, можно сказать совершенно формально, что именно ломается, если "сломать мозг" (и это независимо от наличия или отсутствия "органики": "органика" -- это всего лишь один из способов это сломать, наряду с интоксикацией или неведомыми механизмами других психических заболеваний): ломается -- очередная модальность мышления или сразу группа модальностей (синдром диффузной идентичности -- это отключение или невключение всех сравнительных модальностей сразу, "черно-белый мир").
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments