Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:
  • Music:

современная психиатрия vs педагогика и аскетика


с т.зр. психиатрии, алкоголизм является болезнью даже и тогда, когда он без алкогольного делирия. это записано во всех классификациях психических заболеваний. но заболевание человека алкоголизмом очень зависит от его воспитания и от его свободной воли. алкоголизмом нельзя заразиться чисто механически. но если алкоголизм подцеплен, то это уже болезнь.

нечто подобное можно сказать и о многих соматических заболеваниях -- напр., вызванных всякими дурными привычками. напр., цирроз печени как следствие того же алкоголизма.

в очень многих психических заболеваниях есть то же самое: сначала свободный выбор, а потом потеря свободы. как и в случае алкоголизма, человек свободно передает себя в рабство психическому заболеванию. (любое психическое заболевание -- это, по определению, уменьшение личной свободы. об этом у меня уже было подробно в прежних заметках, на основе модальных логик).

здесь мы и подходим к извечной проблеме: "просто у него такой характер" или "это больной".

во-первых, оба этих варианта различаются только этиологически (если подходить с т.зр. пост-кляйнианской теории личностных расстройств).
во-вторых, если у него даже "просто", но "такой" характер, то он, в любом случае, больной -- хотя, возможно, сам виноват в своей болезни, как и большинство алкоголиков.

характером называется сумма устойчивых паттернов поведения, не являющихся наследственными (и поэтому не являющихся инстинктами, которые суть тоже устойчивые паттерны поведения, но наследственные).

не врожденные паттерны поведения прямо зависят от структуры Self, хотя и не детерминируются ею.

структура Self стала предметом психиатрии, т.к. именно она рассматривается в теории тяжелых личностных расстройств.

а теории легких личностных расстройств (неврозов) рассматривается трехчастная структура, которая базируется на той же Self и тоже поэтому прямо от нее зависит.

поэтому не бывает "сложных характеров", которым нельзя поставить диагноз, но поэтому же и нет грани между психотерапией и педагогикой и т.п.

если человек "не может себя преодолеть", то надо смотреть, почему. т.е. как сформировались соответствующие устойчивые паттерны поведения. они не могут сформироваться такими, как они стали, без каких-то особенностей Self и/или трехчастной структуры, и, главное, не могут быть преодолены, если эти особенности не будут либо скорректированы, либо компенсированы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments