Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

ИПЦ -- поповская вольница

наблюдая за становлением российских ИПЦ в 90-х годах, многие раби Божии сделали верные наблюдения, но пришли к неправильным выводам.
конечно, всё было организовано на основе поповской вольницы: структурообразующим (если это можно назвать структурой) элементом стали попы, которые ушли от своих прежних архиереев.
к поповской вольнице должно быть более сложное отношение, нежели однозначно негативное. да, попы -- это самое мерзкое и безбожное из всех сословий христиан (говорю в статистическом смысле, а не про кого бы то ни было лично). поэтому им как сословию никогда нельзя давать рулить, и их необходимо строить только силой. отсюда естественный вывод, что поповская вольница -- это очень плохо. так оно и есть. но ведь есть попы, которые реально связаны с прихожанами (и не той связью, которая создает психопатологические группы), и наличие вольницы -- т.е. возможности не послушаться архиерея, но остаться попом, -- для них может быть благотворно, если учесть, что все и без исключения архиереи МП еретики по определению. поэтому даже поповская вольница давала некоторое, пусть и небольшое, количество по-человечески нормальных приходов.

главная проблема 90-х гг. была не в слишком большом количестве всяких проходимцев (это тоже была проблема, но не главная), а в том, что не возникало нормальных епархиальных или квази-епархиальных структур. и тому были существенные причины.

поповская вольница -- это церковный аналог того состояния на светской войне, когда одна власть уже отступила, а новая еще не пришла. начинается бандитизм и откровенное мародерство. структуры -- там, где они вообще формируются, -- устроены по аналогии с преступными группировками, конкурирующими друг с другом (отсюда такая необходимость настаивать на исключительности именно своей группы и непримиримость ко всем остальным) и пытающимися захватить под себя как можно больше.

психология любого начальства ИПЦ соответствующего типа -- всех обвинить в ереси и расколе, а настоящий интерес проявлять только к тому, что можно захватить. все совпадения такой идеологии с догматами и канонами случайны. по сути это психология лидеров ОПГ (ОПГ = организованная преступная группа).

от таких людей нельзя ждать ничего конструктивного для Российской Церкви в целом. но, надо признать, что от них все же была польза -- аналогичная тому, что организованная преступность все же лучше мелких банд хулиганов и мародеров и постоянной стрельбы на улицах, как это было у нас в начале 90-х. какой ни есть, а все ж порядок. в некоторых латиноамериканских странах он даже стал государственным, хотя в России 90-х, если бы дело пошло по такому пути, всё кончилось бы плохо: организованная преступность с ядерным оружием -- это было бы слишком экстремально.

в современной церковной ситуации для русских ИПЦ все просветы "порядка" имеют аналогичную природу: жизнь более-менее стабилизируется там, где установлена власть церковных аналогов ОПГ. некоторые из этих групп частично уже ведут легальный бизнес и сами тяготятся своим прошлым -- из периода первоначального накопления церковного капитала. конечно, в случае установления законной церковной власти такие группы являются первыми кандидатами на амнистию.

кому-то, глядя на эти обстоятельства, хочется отшатнуться. но это подход совершенно не государственный (т.е. не церковный). он допустим только для тех, кто не ищет большего, нежели простого человеческого церковного счастья. такое счастье в Церкви можно найти, но Царствия Небесного оно не обещает, т.к. еще на земле приемлет мзду свою.

я специально изложил историю русских ИПЦ в таком виде, чтобы стало понятнее, что тут можно сделать, чтобы Поместная Российская Церковь была восстановлена из нынешних ИПЦ.

власть ОПГ прекращается тогда, когда, наконец, приходит армия.

(что такое для Церкви "армия" -- это разговор особый, но термин должен быть интуитивно ясен для тех, кто читал меня раньше. говоря коротко, армия -- это весьма специфическая организованная сила людей с весьма специфической мотивацией. это ни в коем случае НЕ такие люди, которые хотят простой наживы, удовлетворения тщеславия, спокойной жизни и т.п. "простого человеческого счастья").
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments