Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

неврозы и модальности (окончание)


3. Деонтическая модальность (ее нарушения) хорошо описана применительно к невротическим обсессиям - это неврозы навязчивости, классический объект классического психоанализа. Здесь все понятно, и на этом можно не останавливаться.
Зато противоположный полюс того же расстройства - нулевая мотивация - создает для клиницистов проблемы. Это такая негативная симптоматика, которую обычно не могут поделить между двумя диагнозами - психотическим Schizophrenia simplex ("простая шизофрения") и невротическим или пограничным "шизотипическое расстройство". Обычно выбор между этими диагнозами производится из внемедицинских соображений, хотя никто не признается в этом официально. В тех теориях, где для психотического диагноза обязательно требуется нарушение тестирования реальности, то есть продуктивная симптоматика, понятие "простой шизофрении" перестает быть актуальным (и мы тоже разделяем эти теории, хотя они не мейнстримны).
Если не ошибаюсь, не существует теоретических работ, в которых бы изучалась подобная симптоматика в связи с наличием или отсутствием синдрома диффузной идентичности. Поэтому оставим здесь белое пятно в нашей классификации.

4. Эпистемическая модальность. - В западной терминологии пришлось бы говорить о "параноидном" характере, чем создавалась бы путаница с психотическим аналогом. В русской терминологии есть прекрасное различение между "параноидным" (то есть психотическим, всегда подразумевающим нарушение тестирования реальности) и "паранояльным" (невротическим или акцентуационным). Паранояльное мышление - это тенденция к знанию всего наперед, имеющего, однако, видимость анализа каких-то исходных данных. Это предвзятость мышления как постоянный стиль мышления, но все-таки не idees fixes в точном смысле этого слова. Кому-то такие качества необходимы профессионально (например, следователям). Кто-то от их избытка страдает, но не настолько, чтобы впадать в бред.
Обратное паранояльному расстройство эпистемического мышления хорошо описывается в психосемиотике Руднева, но, мне кажется, не вполне точно интерпретируется.
Паранояльность и параноидность ведут к тотальной семиотизации внешнего мира: все объекты имеют тенденцию стать означающими, но всегда одного и того же означаемого (сверхценной идеи). При противоположном расстройстве все объекты, наоборот, перестают быть знаками, лишаются всякого смысла. Весь мир "ничего не значит".
Такую тотальную десемиотизацию Руднев связывает с депрессией. Действительно, при депрессии мир превращается во что-то подобное. Но тут надо разобраться. Мы уже имели случай заметить (по поводу психозов), что, например, нарушение деонтической логики, столь бросающееся в глаза при всех психозах, редко бывает первичным, а гораздо чаще бывает результатом работы вполне "правильного" деонтического мышления, поставленного в "неправильные" условия. Нечто подобное может быть связано с "десемиотизацией" мира при депрессии.
Если считать, что для депрессии первична аксиологическая модальность (со значением "всё плохо"), то "всё бессмысленно" образуется из нее как почти механическое следствие. Если человек испытывает физическую боль, то очень многое вокруг начинает для него терять смысл. То же самое характерно, но еще в большей степени, для боли душевной.
Впрочем, если человек изначально чувствует, что "всё бессмысленно", то ему от этого может становиться плохо - вот вам и депрессия (или хотя бы психастения). Однако, может и не становиться. Пример - недепрессивное суицидальное поведение, когда человек хочет убить себя без всякой душевной боли и заметной со стороны депрессии. По понятной причине (малой доступности таких больных для психиатров) такое поведение весьма плохо описано и плохо изучено.
Для расстройств пограничного регистра недепрессивное суицидальное поведение описано Кернбергом как одна из разновидностей злокачественного нарциссизма. Думаю, что похожий материал могли бы дать случаи тяжелых аффективных расстройств на стадиях ремиссии. Аналогичный невроз, по-моему, в чистом виде клиницистически никем не выделен. Кажется, никто не занимался такими тонкостями применительно к симптоматике шизотипических расстройств и так называемой негативной симптоматики шизофрении. И тому есть серьезные причины.
Почти вся психиатрия ориентировалась только на два базовых влечения, либидо и агрессию, считая все остальное производными от них. Если же принять точку зрения, популяризованную Франклом, но восходящую к его первому учителю Адлеру, о том, что есть еще и третье базовое влечение - к смыслу, то тогда нужно иначе посмотреть на расстройства, связанные с нарушением эпистемического и деонтического мышления (то есть того мышления, которое устанавливает связь со смыслом). Нельзя всё сводить к депрессии (психастении), которая является фрустрацией влечений либидо.

Базовые влечения (drives) Эго и модальности.

Базовые влечения Эго определяют, прежде всего, структуру Self и, следовательно, картину синдрома диффузной идентичности в пограничных и психотических расстройствах.
Но, во вторую очередь, при формировании трехчастной структуры, они же будут определять структуру Ид.
Связь либидо с аксиологической модальностью прямая и очевидная.
Связь агрессии с алетической модальностью становится очевидной после Мелании Кляйн и Винникотта. Агрессия - это главный инструмент установления границ между внутренним и внешним (подробно см. у тех самых Кляйн и Винникотта).
Эпистемическая модальность прямо и очевидно связана с влечением к смыслу. Если отказываться включить влечение к смыслу в число базовых влечений, наряду с либидо и агрессией, то получатся большие трудности с интерпретацией эпистемического мышления (которые и отразились в упомянутых выше проблемах диагностики).
Деонтическое мышление определяется взаимодействием всех трех базовых влечений: стремления к смыслу, стремления к приятному и готовности побороться за то и другое.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments