Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

психиатрия + логики

да простит меня ermite_17 за компанию )))
Модальные логики мышления и общий синтаксис естественного языка

Все это можно пояснить аналогией из лингвистики. "Сюжеты", в рамках которых человек единственно способен воспринимать мир и ставить перед собой какие бы то ни было задачи, - это те проявления жизни, которые для человека "фонологичны". Как из множества звуков речи для человека наполнены смыслом только те, которые для данного языка фонологичны, так бывают "фонологичными" только некоторые "сюжетные ходы" как нарративов, так и самого мышления.
Еще более точную аналогию можно построить с системами стихосложения. В любом данном языке система стихосложения может быть построена только из его фонологических элементов. Например, в русском языке нельзя построить ни квантитативную, ни силлабическую метрику: русское ухо будет воспринимать силлабический размер как очень свободный силлабо-тонический. В то же время, не в каждом языке реализованы все вообще теоретически возможные в нем системы стихосложения. Например, эстонский язык теоретически допускает особый тип квантитативной метрики, основанный на различении не просто кратких и долгих, но еще и сверхдолгих слогов, но этот вид метрики не реализован.
Аналогично этому, общая система модальных логик человеческого мышления заключает в себе все возможные способы мышления, из которых не все реализуются в одинаковой мере, и соответствующая неоднородность дает картину психической акцентуации или психиатрического диагноза.
Еще более тесная связь (а не простая аналогия) существует между системой модальных логик человеческого мышления и так называемым общим синтаксисом языка (http://testelets.narod.ru/cover.htm).
Общий синтаксис - это синтаксис человеческого языка вообще, в рамках которого синтаксисы отдельных реальных языков реализуют только некоторые частные случаи. Аналогично этому, мышление людей с разными диагнозами (а, в общем случае, если считать "диагнозами" также и акцентуации, людей без диагнозов не существует), - это частные случаи "общего синтаксиса" человеческого мышления.
Если говорить в точном смысле слова об отношении общего синтаксиса человеческого языка к системе модальных логик человеческого мышления, то связь тут такая же, как между математикой и математической логикой. Синтаксические закономерности, которые вообще могут быть в человеческом языке, заключены в пределы некоторой закрытой системы модальных категорий.
Получается, что когнитивная лингвистика Лакоффа занимается глубинными структурами языка, соответствующими символическому мышлению, а общий синтаксис Хомского - более поверхностными структурами, соответствующими модальным логикам. Соответствие тут не является взаимнооднозначным: одна и та же логическая схема может быть реализована в нескольких разных схемах синтаксиса.
Простейший пример - категория времени, которая имеет много способов реализации в разных естественных языках. Лингвисты часто пишут о категории времени как о модальности, но лишь в своем особом, лингвистическом, смысле, не соотнося это с модальностью как логической категорией. Причина последнего - только в том, что модальные логики, относящиеся к категории времени, никогда не попадали в поле внимания тех лингвистов, которые писали о логике естественных языков.
Действительно, все разработанные модальные логики времени или времени и пространства (впервые у Прайора) суть абсолютные модальные логики, оперирующие кванторами "всегда", "никогда", "иногда". По сути своей, абсолютные логики времени занимаются не столько тем, что человек воспринимает как время, сколько каузальностью. Легко заметить, что такие логики не описывают лингвистическую категорию времени, которая является категорией относительной (ведь категория времени в естественном языке всегда обозначает некое время по отношению к некоему заданному моменту) и поэтому требует для своего описания не абсолютной, а сравнительной модальной логики.
Сравнительные модальные логики оперируют не кванторами, а бинарными отношениями. В случае спатиотемпоральных логик это ведет к категориям "здесь", "там" и "ни здесь, ни там". В частном случае сравнительной темпоральной логики эти категории реализуются как "сейчас", "тогда", "ни сейчас, ни тогда". Несмотря на то, что собственно в логике все еще нет достаточно подробных разработок, относящихся к сравнительным модальным логикам, общий принцип тут ясен, и его достаточно, чтобы по-новому подойти к проблеме логических модальностей в естественных языках.
Клиницисты, описывающие разные характеры (в смысле клиницистическом) или разные психические заболевания, подобны лингвистам, которые создают грамматики отдельных языков. В таком случае, наша задача - написать "общий синтаксис", по отношению к которому все эти клиницистические "грамматики" суть частные случаи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment