Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

на агиографическом фронте-2

Recapitulatio

Главной задачей нашего исследования было выяснить, "как работает" агиографическое произведение. К решению этой задачи мы даже не приступили. Сначала пришлось написать развернутое введение, посвятив его тому, что такое вообще агиографическое произведение.
Прежде чем пытаться описывать агиографическое произведение "в работе", то есть в динамике, было необходимо поговорить о статике.
Для этого мы, прежде всего, постарались изложить основные результаты, накопленные в критической агиографии, развивавшейся болландистами.
Результаты исследований болландистов будут сопровождать нас повсюду, с какой бы стороны мы ни заинтересовались агиографией. Но если говорить только о сделанных ими теоретических обобщениях, то подавляющее их большинство будет относиться к той самой "статике" агиографического произведения, о которой мы говорили в пределах этого тома.
Для обсуждения "динамики" нам понадобятся гораздо более специальные нарратологические теории, основанные, в свою очередь, на таких разработках в области философии и логики, которых во времена расцвета критической агиографии еще не существовало. Это будет темой следующих разделов нашего исследования.
В отличие от болландистов, мы уделили особое внимание проблеме происхождения агиографии и, следовательно, ее связи с другими категориями раннехристианской и предхристианской иудейской письменности, из которых главной оказалась апокалиптика. Необходимость посмотреть в эту сторону была ясна еще Делеэ, но техническая возможность это сделать появилась лишь недавно, в "послекумранскую эпоху".
Важнейшие результаты, полученные в первом томе нашего исследования, сводятся к следующему.
1. Христианская агиография является прямым и органическим продолжением иудео-христианской апокалиптики.
2. В ней имплицированы космологические концепции, которые представляют собой сочетания элементов космологии, заимствованной от апокалиптической традиции, и космологических воззрений, типичных для греческой цивилизации.
3. Геометрическими свойствами вселенной агиографического нарратива определяются его важнейшие структурные особенности - агиографические координаты.
4. Важнейшим геометрическим свойством "Вселенной агиографии" является пересечение двух ее половин, земной и небесной, только в тех измерениях, которые мы назвали космологическим временем.
5. Космологическим временем определяется структура литургического календаря, который является общей матрицей, регулирующей взаимодействие отдельных культов в рамках богослужебного года (и, в меньше степени и реже, циклов из нескольких лет).
6. Агиографические координаты времени служат двум целям (одной из них или обеим сразу): закреплению данного культа на матрице литургического календаря и/или закреплению структуры самого литургического календаря в одной из ее опорных точек.
7. Агиографические координаты пространства формируют на земле структуру "сакральной географии".
8. Сочетание литургического календаря и "сакральной географии" превращает культ в средство всеобъемлющей структурализации среды человеческого обитания, ее пространства и времени.
9. Главным носителем информации о структурах культового пространства и времени в христианской цивилизации стали агиографические документы, которые сменили в этом качестве апокалиптическую литературу предхристианской иудейской цивилизации.

На этом мы считаем задачу первого и вводного тома нашего исследования выполненной.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments