Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Успение Богородицы vs Ризоположение во Влахернах

очень краткие тезисы по самой ранней (до Энотикона, 482) истории праздника.

древнейшие тексты об Успении, если они вообще достаточно пространные, сохранились в редакциях не раньше Энотикона. отсюда их примирительный тон в отношении всей христологии (что правильно отметил Шумейкер).

непрерывной традиции праздновать Успение до середины 5 века не существовало (тут я согласен с Ш. против МвЭ).

яркое проявление этой традиции 9 августа 452 г. (рукоположение антихалкидонского патриарха Иерусалима Феодосия) -- это, на самом деле, сам момент установления праздника (это уже моя реинтерпретация МвЭ). (главным памятником, повествующим именно об этом, является Corpus Areopagiticum: это памятник эпической агиографии второй половины 5 в., в котором ключевое событие недавнего прошлого "телескопировано" на формативную эпоху -- т.е. не на годовщину Успения в 452 г., а на само Успение).

цикл Успения (точнее, праздника Assomptio, Transitus -- взятия Богоматери с плотию на небо) в древнейшей форме включал 9, 10 и 12 августа (собрание апостолов в Сионе, совместное богослужение типа Йом Киппур, 11 -- успение, которое не праздновалось специально, 12 -- уверение Фомы). праздник 15 августа в него не входил, а был (стал таким в первой пол. 5 в., до Халкидона) праздником Богродицы-Премудрости Божией, Софии. примирение традиций антихалкидонитов и халкидонитов в эпоху Энотикона привело к циклам Успения с включением 15 августа на правах одной из важнейших дат (этому состоянию, недельному циклу Успения с 9 по 16 августа, соответствуют сирийские Шесть книг и др. наиболее ранние из дошедших памятников). -- это мои разработки в последней части Критич. агиографии, где про Софию.

а теперь чево я придумал новово:
вдохновившись Wortley 2005, который очень хорошо классифицировал древнейшие рассказы о ризе Богородицы.

Historia Euthymiaca (заведомо халкидонитский источник конца 5 в., довольно близкий к событиям) рассказывает о том, что императрица Пульхерия запросила у Иерусалимского патр. Ювеналия мощи Богородицы для К.поля, чтобы они были доставлены из Гефсимании, где могила Богородицы. Ювеналий ответил, что мощей Богородицы нет, т.к. Она вознеслась на небо, но есть ее риза, которую он прислал, а Пульхерия построила для нее Влахернскую церковь.

Пульхерия умерля в июле 453 (точный день неизвестен; в Критич. агиографии я привожу аргументы в пользу поминовения Пульхерии 11 июля, в день св. мученицы Евфимии Халкидонской, покровительницы Халкидонского собора), через несколько месяцев после того, как патр. Ювеналий военной силой вернулся в Иерусалим (что произошло вскоре после Рождества).

в рассказе речь явно о том, чтобы именно тогда, в 453 г., перенести в К.поль главную святыную из дотоле антихалкидонской Гефсимании, где уже был год назад установлен праздник взятия Богоматери с плотию на небо. история подтверждает на свой лад того же самого -- взятия Богоматери с плотию на небо.

Historia Euthymiaca -- это более или менее точный исторический рассказ о том, как Пульхерия попыталась создать новый культ Богоматери во Влахернах вместо только что установленного антихалкидонитами такого же по содержанию культа в Гефсимании. для этого предполагалось отнять главную святыню.

эта история сохранилась до нашего времени случайно, т.к. она пришлась совершенно не ко двору в эпоху Энотикона, а также и халкидонской реставрации Юстина и Юстиниана (которые не только не пытались реставрировать то, что было при Пульхерии, но и вообще анафематствовали программный текст самого авторитетного богослова ее окружения -- Ивы Эдесского).

а основной агиографический текст, в котором рассказывается о ризе Богоматери, нам дошел как раз из эпохи Энотикона. это знаменитый рассказ о том, как в царствование Льва два патрикия-арианина, Гальба и Кандид, украли ризу в Палестине у бедной еврейской женщины, которая им доверилась как людям мнимо-благочестивым. в древнейшей редакции прямо сказано, что патрикии были арианами, и их поступок никак не оправдывается (в поздних редакциях исчезает арианство и появляются оправдания, якобы, особым откровением Богоматери). когда патрикии доставили ризу к себе домой в К.поль, то из-за множества чудес они не смогли ее скрыть у себя, и ее конфисковали в пользу общества, построив для нее Влахернскую церковь.

память этого события -- 2 июля; в этот же день память патр. Ювеналия, что явно основано на Hist. Euthymiaca. исторически же это палестинский праздник в честь Ковчега Завета, его остановки в Кариафиариме прежде введения в Иерусалим при Давиде. праздник сохранился в армянских и груз. документах. тут явный смысл -- Богородица как Ковчег Завета (присутствующий также и во всех рассказах об Успении: процессия из Сиона в Гефсиманию, эпизод с попыткой иудея опрокинуть гроб Богоматери...).

à propos:
возможно, 2 июля праздник Ковчега был давно осмыслен как богородичный: это день второй пятидесятницы от Кириопасхи (Пасхи 25 марта, совпадающей с Благовещением и считающейся исконным днем Пасхи). (вторая пятидесятница от Пасхи в 5 веке еще праздновалась повсеместно: подвижный праздник Апостолов, позднее замененный неподвижным праздником Петра и Павла 29 июня, и Вардавар-Атенагоба).

теперь смотрим на легенду о ризе: Гальба и Кадид, при императоре-халкидоните Льве, патрикии-ариане, т.е. отрицающие божественность Христа: вполне подходящие символы для халкидонитов глазами их противников, подчеркивающие, что еретики были в высших эшелонах власти. они украли святыню у тех, кому она принадлежала в Палестине. -- без комментариев. установлен праздник в честь этой святыни, но уже вне пересечения с темами Успения (никакого акцента на исчезновение плоти Богоматери в легенде нет, чем она резко отличается от HEuthym).

резюме

ответом Пульхерии и Ювеналия на 9 августа 452 г. стал праздник Положения ризы Богоматери во Влахернах 2 июля (точнее, разумеется, он стал таковым после смерти Пульхерии, гл. образом, даже не при Маркиане, а при Льве).

ответом Зинона на этот ответ стало отделение праздника 2 июля от темы Успения и легитимизация этого праздника, несмотря на его воровское и еретическое происхождение (посредством легенды о Гальбе и Кандиде).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments