Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Успение 15 мая

мое новое мнение о происхождении этой даты (к дисскуссии здесь):
в одной из древнейших традиций об успении (она древнее дошедших рассказов об Успении, но сближается с семейством "Сион и пальмовая ветвь" -- наиболее архаичном и по Шумейкеру) Успение происходит на горе Елеонской, куда снисходит Христос повторно, "как обещал", через 11 лет после Вознесения. обзор этих источников -- van Esbroeck, 2001 (это груз. версия Епифания О мерах и весах, дошедшая в груз. версии омилия "Евсевия Александрийского", изданная МвЭ в ОСР 1985, армянская пс.-Златоустова (Иоанна Иерусалимского?) омилия, изданная МвЭ в ОС 1990, и Пистис София).

поэтому я думаю, что 15 мая -- из-за вознесения, отсчитанного по Кириопасхе 25 марта (т.к. Пасха Христова была, согласно принятой здесь и очень распространенной традиции, в тот же день, что и Благовещение).
особенности счета: Вознесение на 50-й день, а не на 40-й (что является общим правилом до конца 4 века, но могло сохраняться в расчетах и в 5 веке),
в марте считается 30 дней, а не 31 (это возможно при счете по Александрийскому календарю типа К365 или по любому календарю К364).
эксклюзивный способ счета вместо инклюзивного (вот это мне кажется редкостью; пока не могу объяснить).

в ранних источниках (до начала 5 в. включительно) праздник 15 мая не упоминается, т.к. его еще не было.

грузинская (но, скорее всего, палестинская по происхождению) дата 15 мая для Введения во Храм произошла, мне кажется, из необходимости усвоить Успению дату в августе. т.о., имеем здесь результат воздействия более позднего цикла Успения. в более поздних груз. минеях праздник называется "вардобай Пресвятыя Богородицы" -- т.е. вардовар, 50ца Ея, отсчитанная от Кириопасхи.

если принимать датировки ранних преданий об Успении и Елеоне по МвЭ (работы 2001 и раньше), то получаем установление палестинского праздника Успения ок. 393 г. (м.б., чуть раньше). но датой этого раннего Успения как раз и хорошо было бы принять 15 мая.

тогда в сирийские очень ранние календари (411 г. и 420-е) оно еще не успевает попасть, но потом как раз и сохраняется в несторианской традиции.

в самой Палестине после установления Успения в августе этот праздник меняет содержание (на Введение во Храм, а потом, после установления праздника Введения в ноябре, -- просто на "вардоба" (50ца) Богородицы).

традиция эксклюзивного счета от Кириопасхи (т.е. прибавлением 50, а не 49 дней) обнаруживается еще в палестинском празднике Обретения Чаши (очевидно, чаши Тайной Вечери) 3 июля, известном только из груз. календарей. но здесь учитываются 31 день в марте и в мае. (параллельно аналогичный праздник по инклюзивному счету -- 2 июля: Ковчег в Кириафиариме, ставший Ризой Богоматери во Влахернах).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments