Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Historia Euthymiaca

это рассказ, наиболее известный по интерполяции в конце (гл. 18) 2 Слова на Успение Богородицы Иоанна Дамаскина. там речь о том, что во время Халкидона Пульхерия запросила у Ювеналия доставить в К.поль мощи Богородицы, а Ювеналий объяснил, что мощей нет, т.к. Она вознеслась на небо (тут идет пересказ текста, близкого к Transitus'у пс.-Иоанна Богослова), что видели апостолы, как то Дионисий Ареопагит и Иерофей (тут цитируется О божественных именах 3, 2). но в гробе Богородицы в Гефсимании остались Ее пустой гроб и гробные одежды, которые, по велению императрицы, были перенесены в К.поль и положены в специально построенной церкви во Влахернах.
общее мнение об этом рассказе: не позднее 6 века (доказано довольно строго Ванже, который нашел ркп. рассказа ок. 750 г., отдельно от ИД).

МвЭ идет дальше, основываясь на арабском рассказе об Успении (ркп. синайская, т.е. из мелькитской среды). там кратко пересказываются рассказы об Успении с учетом НistЕuthym, но при этом вместо Пульхерии ризу Богоматери из Гефсимании пересылает "Евдоксия" (т.е. Евдокия, которую очень часто по ошибке так называют).

мнение МвЭ: НЕ в исконной форме 5 века была легендой антихалкидонитской, а дошедшая до нас халкидонитская НЕ -- переделка, где Евдокию (противницу Халкидона) заменили на Пульхерию.

дошедшая форма НistЕuth датируется временем Юстиниана, т.к. там события Успения излагаются в соответствии с юстиниановским праздничным циклом (известным из пс.-Василиева Transitus'a на грузинском: 14 августа -- собрание апостолов, 15 августа -- само Успение, 16 августа -- погребение, 17 августа -- Assomptio, уверение Фомы).

----------
мои соображения:

МвЭ ошибся в отождествление цикла НistЕuthym с пс.-Василиевым. в НistЕuthym сказано, что после погребения Богоматери на гробе 3 дня было слышно ангельское пение, а "после третьего дня" пришел Фома. между погребением и Assumptio три дня (как бы мы их ни считали, инклюзивно или эксклюзивно), но они, во всяком случае, не идут подряд.

цикл Успения в НistЕuthym соответствует эпохе доюстиниановской (до 543 г., освящения церкви Неа 17 августа 543 г.) -- циклу эпохи Энотикона Зинона, установленному вскоре после 482 г. (судя по истории провозглашения Энотикона, также связанной с Успением, цикл мог быть установлен почти сразу после этой даты; но это отдельная тема).

суть цикла Успения эпохи Энотикона -- в том, что древнейший цикл Успения 9-12 августа соединяется с богородичным праздником 15 августа (имевшего прежде смысл Богородицы -- Премудрости Божией, Софии). при этом соединении главное празднуемое событие не меняется (это по-прежнему Assumptio, а не успение как таковое), но переносится с 12 на 15. именно тут и возникают "три дня" ангельского пения на гробе прежде появления опоздавшего апостола.

(то же самое выражает и легенда о Софии и трех ее дочерях: теперь София умирает через 3 дня после мучения своих дочерей; в контексте эпохи София очень прозрачно символизировала Богородицу, а три дочери, претерпевающие каждая по 4 серии мучений, -- 12 апостолов; дочерям 9, 10 и 12 лет, что точно соответствует праздничным датам древнейшего цикла Успения; но это тоже отдельная тема).

итак, легенда датируется промежутком от 482 до 543 г.; он слишком большой: за это время произошло несколько революций. цитирование Дионисия Ареопагита делает более вероятной дату от ок. 500 г. позднее (если принять датировку ДА по МвЭ), но даже это (ок. 500--543) -- слишком большой промежуток.

среда НistЕuthym, очевидно, халкидонитская. если НistЕuthym -- это действительно некое раннее и не дошедшее до нас житие Евфимия Великого (+ 471), то речь идет о жестко полемическом документе. он мог быть создан в эпоху как преобладания, так и подавления халкидонитской партии.

значение НistЕuthym еще и в закреплении памяти Ювеналия (+457) как святого. этому есть прямое и косвенные подтверждения. 1. косвенные: НistЕuthym сохранилась в виде греч. резюме в К.польском синаксаре на память Ювеналия (2 июля) + НistЕuthym в грузинской версии (неопубликованной) и вовсе называется "Житием Ювеналия". 2. прямое: память Ювеналия -- 2 июля, в один день с перенесением Ризы Богоматери во Влахерны. очевидно, что этот день определен из НistЕuthym, которая задала однозначное соответствие между праздником Ризы во Влахернах и памятью Ювеналия. (дата самого праздника Ризы -- из палестинской традиции: 2 июля, ковчег завета в Кариафиарим, Богородица -- Ковчег, в легенде о Гальбе и Клавдии, в древнейшей ред., ларец, в котором хранилась Риза, называется не иначе как "кивотом"; но это тоже чуть-чуть другая тема).

теперь пересматриваем гипотезу МвЭ:

дошедшей до нас НistЕuthym предшествовала некая легенда, в которой вместо Пульхерии была Евдокия.
тогда нужно признать, что там не могло быть и Ювеналия с Халкидонским собором. то есть это было уже сильно другая легенда. это вполне возможно.
но еще нужно признать, что тогда было забыто появление церкви во Влахернах при Маркиане и Льве, т.е. при халкидонитах. МвЭ делает именно такое предположение, но оно даже не очень годится для времени после 543 г., т.к. очень во многих текстах того и более позднего времени, агиографических в т.ч., церковь во Влахернах датируется правильно.
МвЭ намекает на то, что за конкуренцией между Влахернами и Халкопратией (где был пояс Богородицы) могло стоять вероисповедное различие (т.е., в этом случае, Влахерны на каком-то этапе стали центром оппозиции Халкидону -- и это после 518 г.!!!, -- и потому для происхождения этого храма придумали такую легенду, в которой отрицалась его изначальная принадлежность к халкидонитам; это очень и ОЧЕНЬ натянутое допущение).
в то же время, гипотеза МвЭ имеет сильную сторону: только НistЕuthym перечисляет в качестве свидетелей Успения такую группу апостолов, о которой никогда не упоминают остальные рассказы: ДА, Иерофей, Тимофей... Если теперь учесть (более поздние) работы МвЭ об авторстве Петра Ивира, то связь в одной легенде Евдокии (приемной матери Петра Ивира) и ДА frappante! это, по-моему, очень круто.

теперь предлагаем альтернативную гипотезу, которая должна избегать натяжек гипотезы МвЭ и, по возможности, объяснять разные другие факты.

НistЕuthym является переработкой легенды о Ризе Богородицы в Гефсимании, где главным действующим лицом была Евдокия, а свидетелями Успения была группа апостолов с участием ДА. эта легенда относилась не к Влахернам, а к церкви Богородицы в Гефсимании -- той самой, где возник культ Успения (Assomptio, если говорить точно). -- действительно, этот культ существовал, Риза там была свидетелем Assomptio (так согласно всем легендам), и он был оформлен монофизитами не позднее 452 г. или раньше, т.е. как раз во время активности Евдокии в Палестине. следы такой легенды не могли бы не сохраниться в позднейшей агиографии.

исторически эта церковь была разорена во время монофизитского богослужения в ней 16 января 453, когда Ювеналий военной силой вернул себе Иерусалим. об этом повествует исторически достоверный коптский панегирик пс.-Диоскора Макарию, еп. Ткова. (историчность вновь подтверждена Шумейкером против Мимуни).

почему-то никто не посмотрел на эту военную акцию как на тот самый исторический момент, когда Риза Богородицы была изъята -- именно Ювеналием, и именно из Гефсимании, и именно по приказу Пульхерии (в точном соответствии с НistЕuthym). и как раз тогда и была заложена церковь во Влахернах, куда Риза была перенесена.

НistЕuthym представляет собой, т.о., халкидонитскую легенду, оправдывающую насилие в Гефсимании 453 года. в ее прототипе (вопреки предположению МвЭ) не было речи не только о Ювеналии, но и о Влахернах. это была легенда о Иерусалимской церкви Богоматери на Ее могиле в Гефсимании. точнее, о главной реликвии этой церкви -- Ризы Богоматери, доказывающей Ее Assumptio (которое и начали впервые праздновать именно в этой церкви).

НistЕuthym, как давно замечено, альтернативна легенде о Гальбе и Кандиде, которая стала мейнстримной для праздника 2 июля и вытеснила НistЕuthym. вопрос о приоритете той или иной легенды пока не мог быть решен. рассмотрим теперь его.

поскольку НistЕuthym содержит "длинный" цикл Успения, не может быть речи о ее составлении по горячим следам событий. она возникла на каком-то повороте борьбы уже после провозглашения Энотикона.

легенда о Гальбе и Кандиде даже в дошедшей редакции является антихалкидонитской. патрикии не оправдываются в своем поступке (похищении Ризы от ее законной владелицы). главное же, что они названы арианами (хотя и обратившимися от арианства по страху от царя -- это м.б. позднейшей редактурой, но если и нет, то не зря же упоминается об арианстве). арианство, т.е. уничижение Сына Божьего до твари, -- это стандартное обвинение сторонников Халкидона со стороны противников Халкидона. все это очень подходит к тому, что совершили халкидониты в 453. там действовали тоже двое: комит (военный губернатор) Палестины Дорофей (убежденный сторонник Халкидона и Ивы Эдесского) и сам Ювеналий. сама нужда примирения с халкидонитами по схеме "не забудем, но простим", -- это эпоха Энотикона, пока он действовал "аутентично", т.е. "иринично", а не "монофизитски", -- с 482 по 505 гг.

получается, что НistЕuthym с ее полной апологией Ювеналия появилась не раньше легенды о Гальбе и Кандиде. она отнюдь не "иринична", а содержит самый агрессивный халкидонизм. ее прямым конкурентом (так и по МвЭ) оказывается легенда о Евдокии. это актуально для Палестины, но не очень актуально для К.поля. и вообще вся "Евфимиева История" -- это палестинский документ.

мои выводы:

1. при создании ок. 452 г. культа Assomptio в Гефсимании возникла легенда о Ризе как доказательстве Assomptio, где обретение Ризы связывалось с Евдокией. легенда могла оформиться в любой период времени до Энотикона или во время Энотикона.

2. НistЕuthym возникла в качестве конкурирующей халкидонитской легенды, но тоже в Палестине и уже в эпоху Энотикона или еще позднее (но все же более ранние даты, до 518 г., кажутся более вероятными: реставрация халкидонизма при Юстине шла без возвращения к наследию Пульхерии).

3. легенда о Гальбе и Кандиде -- К.польская, эпохи Энотикона ("аутентичного", т.е. 482--505); скорее всего, она вызвана необходимостью сделать Влахернскую церковь приемлемой для антихалкидонитов после примирения в 482 г., когда память разгрома 453 г. была еще очень свежа.

4. в действительности Риза Богородицы была вывезена из Гефсимании после погрома, устроенного в этой церкви комитом Дорофеем и Ювеналием 16 января 453 года.

5. дата праздника 2 июля была основана на палестинской литургической традиции и на трактовке Богоматери как Ковчега Завета, но при этом как альтернатива "монофизитскому" празднику Успения (в котором Богоматерь также трактовалась как Ковчег Завета).

6. легенда о Гальбе и Кандиде была призвана разорвать связь между Ризой Богоматери и Успением, чтобы, сохраняя Успение, избавить его от конкурировавшего праздника.

7. НistЕuthym этой задаче (п. 6) чужда, но в условиях Палестины такая задача и не была актуальна, т.к. в ней праздник положения Ризы Богоматери во Влахернах все равно не прижился. там так и продолжали праздновать остановку Ковчега Завета в Кариафиариме.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments