Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Успение Богородицы

ой, как тут все запущено...

очень мало кто вообще задавался вопросом о появлении праздника, приуроченного к определенному числу. в доисторическую эпоху думали, что он был учрежден декретом Маврикия в 591 г., а в последние полвека предпочитали об этом молчать.
если можно считать доказанным, что рассказы об Успении появились до Халкидона (в каких-то редакциях, не дошедших до нас), то остается вопрос, когда начали праздновать.
у Шумейкера на этот счет ничего. у МвЭ -- странная весч: он считает, что первое служение Петра Ивира в Маюме в качестве ее епископа, бывшее, согласно Иоанну Руфу, "в великий праздник" 7 августа (452 г.), приходилось именно на Успение -- при расчете цикла 206 дней от погрома в Гефсимании 16 января согласно календарю К364. само по себе, наличие К364 в монофизитском Иерусалиме очень и очень вероятно, но, строго говоря, нельзя ничего сказать об изначальной связи с Успением обеих дат, как 16 янв., так и 7 августа.

но вот что, собственно, я нарыл: Второй Ефесский собор (449), он же "Ефесский разбой", торжественно открылся 8 августа. он был собран под лозунгом защиты Богородицы от новых несториан.
в монофизитской традиции один из наиболее популярных рассказов об Успении (дошел на сир., араб., эфиоп.) -- так наз. "Шесть книг", в предисловии к которым (само это предисловие в дошедшей редакции лично я в EncAeth. допускаю определять как мелькитский текст 7 в., но МвЭ считал его монофизитским документом ок. 500 г.; даже если я прав, то основа там все равно м.б. именно такой) рассказывается о том, как епископ Иерусалима (знаменитый Иуда-Кириак, само собой!) добыл из Ефеса подлинный рассказ о кончине Богородицы. из Ефеса -- потому что там сохранялся дом Иоанна Богослова, свидетеля последних дней Богородицы и автора одного из самых популярных Transitus'ов. следовательно, по кр. мере, монофизитская традиция сохранила память об Ефесском соборе как источнике откровения о посмертной судьбе Богородицы и Ее Успении.

похоже, что установление праздника Успения (хотя и в Палестине) нужно искать в связи с "Ефесским разбоем".

кстати, потом Энотикон тоже неспроста торопились привезти для провозглашения в Александрию (он провозглашался официально именно там, т.к. формально был ответом царя на вопросы александрийцев) именно к Успению (тогда его датой стало 9 августа, а Энотикон привезли где-то 8 августа).

что мы имеем в Палестине: 8 августа -- где-то в 5 в. освящение церкви Св. Софии, ежегодный праздник (по моим выкладкам, именно 8 августа относится к "Старой" Софии; потом была еще новая). к сож., эти церкви не копались археологами. София в Иерусалиме середины 5 века -- это всегда образ Богородицы. параллельно сохранялся старый праздник 15 августа, тоже Богородицы-Софии. отсюда я предполагаю формирование богородичного цикла с 8 по 15 августа, 1 неделя. но изначально он не был прямо связан с Успением.

а что потом?..
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments