Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

святые Нистереон и Катиан

в последние дни мои мысли крутились вокруг Жития свв. Нистереона и Катиана, дошедшего только на грузинском и изданного МвЭ: Michel van Esbroeck, Une propagande chalcédonienne du début du VIe siècle: l'histoire des saints Nisthéréon et Katianos // Oriens Christianus 73 (1988) 136-167.
грузинская версия с утраченной арабской, которая с утраченной коптской, которая с утраченного греческого оригинала, созданного в Египте, ради одного из халкидонитских монастырей, то ли вскоре после смерти императора Анастасия, то ли еще при его жизни, но после 512 г. (возведения Севира на Антиохийский престол). если при жизни Анастасия -- то, предполагает МвЭ, кое-что в Житии является интерполяцией (но это лишь гипотеза).

легенда о двух братьях очень похожа на коптскую легенду об Иларии. Илария исцеляет беснующуюся (халкидонитством) дочь императора Зинона, а Нистереон -- беснующуюся (монофизитством) дочь императора Маврикия. эти легенды явно создавались одна против другой (что не предпрешает их относительных датировок; то, что Нистереон и Катиан были созданы после Иларии -- это ясно из других соображений).

но в нашей легенде есть числовой код: пока Нистереон был у императора Маврикия, Катиан строил келью и для помощи себе воскресил мертвого, который был во гробе 178 лет.

такие точные цифры в агиографии никогда не бывают зря. МвЭ решил, что нужно вычитать из года времени действия легенды -- 451 (считая, что исцеление дочери Маврикия -- это Халкидонский собор вместо Ефесского; вообще-то дочери у Маврикия не было, и вообще Пульхерия выходила за него замуж при условии сохранения ее обета девства). он получил ничем не примечательную дату, 272. МвЭ связал ее со временем появления "первых ересей" (т.е. классических), вроде Павла Самосатского.

но мне так не нравится. числовые коды обычно точны: даты должны быть узнаваемыми и точными.

но совсем не обязательно вычитать от 451 г.; может быть, нужно вычитать от реального времени действия автора легенды, т.е. от какой-то даты около 518 г. (смерть Анастасия и воцарение Юстина 1, начало халкидонитской реставрации).

еще в Челябинске мне очень понравилась такая идея:

337 + 178 = 515/516 (в зависимости от способа счета; в агиографич. памятниках этого времени часто встречается эксклюзивный счет).

-- ведь тот, кто воскрес, -- это фигура положительная, а не отрицательная (еще и поэтому мне не понравилось объяснение МвЭ). тогда год смерти императора Константина (337) -- это весьма интересно.

но тогда следующий вопрос: а когда память этих Нистереона и Катиана? МвЭ, ссылаясь на календарь, изданный Гариттом, назвал только 30 или 31 мая. близко к памяти Константина (22 мая по этому же календарю; соответствует историческому дню его смерти; общепринятая византийская память Константина вместе с Еленой сместилась на 21 мая), но не очень.

но вот сейчас залез в Гаритта и увидел, что там есть память Нистереона и Катиана также и на 23 мая, т.е. сразу за Константином.

тогда всё, вроде, встает на свои места. т.е. одно из двух:

1 (и менее вероятное): легенда дает точный отсчет к году смерти Константина, а ее фразы о кончине Анастасия как уже свершившейся являются (по гипотезе МвЭ) интерполяцией: тогда она являет надежду на нового Константина вместо сего Анастасия.

2 (и более вероятное): легенда имеет в виду 518 год, воцарение Юстина, которое интерпретировано как пришествие нового Константина. ошибка в несколько лет в счете годов -- проблемы египетского агиографа, который вполне мог и ошибиться слегка.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments