Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Борис и Глеб

опять про убийства. (чуть раньше была еще одна проповедь, но ее я вывешу следующей).

Слово в день памяти святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба
24.07/6.08.2002
Святые Борис и Глеб и их почитание в Церкви. В чем состоит страстотерпческий подвиг. Борис и Глеб — первые русские страстотерпцы царского рода, а Царственные Мученики — последние. В чем польза для Церкви и государства подвига страстотерпцев. Страстотерпчество — подвиг, который родился на Руси.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память одних из самых первых русских святых и первых, кого прославили в лике страстотерпцев, — святых князей Бориса и Глеба. Страстотерпцы — это такие святые, которые погибли не потому, что их кто-то прямо принуждал отречься от Христа, но потому, что они предпочли добровольную смерть от руки безбожников тому, чтобы как-то защищать свою жизнь, и таким образом последовали Христу. Конечно, если бы они думали, например, о государственной необходимости больше, чем о спасении своей души, то они тоже могли бы поступить вполне похвально — например, убить этого Святополка, который, хотя и был их братом, но был безусловно врагом государства; и четвертый их брат, Ярослав, в свое время убивший Святополка, не только не согрешил, но и справедливо почитается, как один из мудрых государственных деятелей. Но для Ярослава Мудрого почитание пришло в светской истории, за его государственные заслуги, а для Бориса и Глеба — в Церкви. Причем их сразу настолько стали почитать, что и в Византии была сразу написана им служба на греческом языке, которая вот у нас переведена на славянский и служится в Русской Церкви, и даже в Армении; а от православных армян это почитание, видимо, перешло к армянам-монофизитам, у которых Борис и Глеб до сих пор почитаются среди святых. Такое впечатление на современников произвел их подвиг.
А в чем состоял этот подвиг? В том, что они не захотели поднять руку на того, кто их убивал, понимая, что он убьет тело, но не убьет душу. И конечно, можно сказать, что они принесли государственные интересы в жертву спасению души. Но так, во-первых, и надо делать, потому что интересы церковные и спасение души всегда важнее государственных. А во-вторых, на самом деле оказалось, что государство только укрепилось этими страстотерпцами. Потому что все равно нашелся человек, который убил Святополка и стал справедливым и мудрым князем; недаром он, Ярослав, и прозван «Мудрым»; а самое главное то, что святыми любой народ и любое государство обогащается гораздо больше, чем князьями, царями и прочими государственными деятелями. И конечно, теперь, вспоминая подвиг этих страстотерпцев, мы не можем не вспомнить подвиг других страстотерпцев, тоже царственных, — последней царской семьи: святых царя-мученика Николая, царицы Александры и их детей, которые тоже приняли мученическую кончину добровольно, хотя и имели шансы, по крайней мере, сбежать. Они пытались, насколько это от них зависело, остановить кровопролитие, и поэтому царь отрекся от престола. Конечно, с точки зрения государственной это было неправильно, потому что все равно большего кровопролития, чем то, которое произошло в результате переворота, нельзя и представить; крови пролилось ровно столько, сколько физически ее можно было пролить с помощью тогдашних технических средств, когда еще не было атомной бомбы. Но по крайней мере, царь-мученик попытался этого избежать. Конечно, можно сказать, что для государства в этом отречении был вред, а вот чтобы сонм Новомучеников Российских открылся страстотерпцами, как когда-то вообще одними из первых святых на Руси были страстотерпцы, — для этого как раз святой царь и сделал то, что сделал. И можно поэтому сказать, что страстотерпчество является таким христианским подвигом, который особенно процвел именно на Руси, хотя, конечно, это подвиг редкий. Мы можем сказать и о других редких подвигах — вот, скажем, столпничество процвело с Сирии; юродство началось в Византии, но процвело в особенных формах на Руси; а страстотерпчество — это такой образ христианского подвига, который на Руси и родился.
И вот, обращаясь к памяти святых Бориса и Глеба, мы обращаемся к тому лучшему, что принесло в христианство вселенское христианство русское. И молитвами святых Бориса и Глеба да подаст Господь Истинной Церкви в России укрепляться или, по крайней мере, не умаляться и не разрушаться, и чтобы нам всем сохраниться в истинной вере. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment