Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Воскресная проповедь

4 августа, в ней же и о вреде помощи ближним.


Слово в Неделю 6-ю по Пятидесятнице и в день памяти св. равноапостольной Марии Магдалины
22.07/4.08.2002
Евангельская история об исцелении расслабленного. Болезни чаще всего происходят от грехов. Болезни и вообще всякие скорби нам нужны, чтобы мы каялись, обращались к Богу и имели меньше возможностей грешить. Главная наша цель — не какие-то внешние дела, даже полезные, а постоянная память Божия. Св. Мария Магдалина, обратившись к Богу от греховной жизни, достигла главной цели — увидела Господа лицом к лицу. Не надо ни надеяться на свою праведность, ни унывать от грехов и неудач, а все время иметь в виду главную цель — постоянно быть с Богом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы слышали в Евангелии рассказ о том, как Господь исцелил расслабленного. И самое главное в этом рассказе то, что Господь исцелил его не какими-нибудь словами, относящимися к его болезни, а словами: «Оставляются тебе грехи твои». И поэтому книжники, там присутствовавшие, искусились и стали про себя думать: «Кто это Он такой, чтобы отпускать грехи?» А Господь, поняв их мысли, сразу спросил у них: «Что легче сказать: просто “встань и иди”, т.е. то, что нужно выполнить этому расслабленному (это легче), — или “отпущаются тебе грехи”? Но Я специально говорю более трудное предложение и менее понятное, для того, чтобы явить вам главное — что Сын Человеческий имеет власть оставлять грехи». И кроме этого, самое главное, Он, конечно, объяснил и нам, что самой частой причиной болезней (хотя, как мы тоже из Евангелия знаем, не единственной) являются именно наши грехи.
А для чего, если мы грешим, нам нужны болезни? Прежде всего для того, чтобы мы покаялись в своих грехах, чтобы мы поняли, что к болезни нас привела такая жизнь, которая уводила нас от Бога; и чтобы мы не ушли от Него еще дальше, Господь нас вот так останавливает и пытается вразумить. А кроме того, болезни нам нужны в связи с грехами еще и по другой причине: чтобы мы просто были стеснены в наших возможностях, в наших силах и, может быть, не совершили каких-то грехов.
Есть такое сказание. Когда Господь где-то шел с Апостолами, то они увидели у дороги калеку, который еле мог передвигаться и просил милостыню. Апостолы спросили, почему этот человек так вот наказан. А Господь ответил, что если бы он не был калекой, то он бы прошел огнем и мечом по всей вселенной. Хотя ясно, что не каждый калека прошел бы огнем и мечом по всей вселенной, но эта притча показывает, что ограничение наших природных возможностей, которое происходит вследствие болезни, тоже бывает нам на благо. Это можно сказать не только о болезнях, а вообще о всех скорбных обстоятельствах, когда мы чего-то хотим сделать, вроде бы что-то нам надо сделать, а мы не можем. Конечно, такие обстоятельства для нас прискорбны. И в частности, одним из таких обстоятельств является болезнь; а всего таких обстоятельств может быть очень много разных. Но если мы православные христиане, то мы все время должны помнить, что у нас в жизни задача — не изменить условия своего существования так-то и так-то, даже не помочь нашим ближним так-то и так-то, чтобы у них изменились условия существования, и даже не может быть прямой нашей задачей помощь нашим ближним с целью изменения не условий их существования, а состояния их души, чтобы это послужило к их спасению. Все эти вещи сами по себе важны, особенно последняя, но главными они никогда не могут быть; если они станут для нас главными, то исказится вся перспектива нашей жизни, и мы просто уйдем совсем не туда. А самое главное для нас в каждой ситуации и в нашей жизни в целом — это быть с Богом. Мы должны из всех наших обстоятельств извлекать только одну пользу — быть с Богом. Поэтому если у нас в жизни встречается какая бы то ни было трудность — неважно, болезнь это или что-то другое, — для нас главное не преодолеть эту трудность и даже не просто ее безропотно терпеть (хотя все это важно, особенно терпеть без ропота), но самое важное — это чтобы она стала для нас поводом обратиться к Богу, чтобы все трудности все время обращали нас к непрестанной молитве. Если я болею, то это мне напоминание о молитве, и молитве далеко не в первую очередь о моем исцелении, а в первую очередь о том, чтобы мне мысленно не отпасть от Бога. Потому что помощь Божия может даже на фоне болезней, даже на фоне телесных страданий сделать нашу жизнь осмысленной, так что мы ее не променяем на другую жизнь, вполне здоровую, но лишенную Бога. Потому что по-настоящему болен и лишен Бога не тот, кто болен физически, а тот, кто не знает, что такое молитва и не имеет от нее никаких плодов.
И нечто подобное мы можем увидеть в житии празднуемой сегодня святой — равноапостольной Марии Магдалины. Она много раз упоминается в Евангелии, и можно было выбрать много евангельских отрывков для чтения на сегодняшнем богослужении в ее память. Но Церковь выбрала тот отрывок, где говорится, как ей является по воскресении Своем Господь, когда она оказывается первой из тех, кто Его увидел после воскресения. И здесь, конечно, содержится очень важное указание. Для чего Мария Магдалина оставила свою греховную жизнь? Современные моралисты сказали бы так: хорошо было бы ей оставить жизнь во грехе, выйти замуж и стать порядочной женщиной. Конечно, спору нет: если какая-нибудь блудница (что иногда и бывает) оставляет свою греховную жизнь, выходит замуж и становится порядочной женщиной, да еще и верующей, это можно только приветствовать. Еще более можно порадоваться, если она, став верующей, ведет жизнь монашескую, жизнь в воздержании; такое тоже бывает, и это тоже хорошо. Но главная цель христианской жизни, будь то в браке или в монашестве, и следовательно, с христианской точки зрения, главная цель для блудницы и, конечно же, не только для блудницы — это перестать жить во грехе и соединиться с Богом, увидеть Бога. И именно эта цель и была достигнута Марией Магдалиной, когда по воскресении не какой-нибудь другой жене-мироносице, праведной, и даже не Божией Матери, а именно ей впервые явился Господь. Мы знаем, что некоторые святые отцы считают, что Мария, которой явился Господь впервые после воскресения, это была Божия Матерь; но большинство святых отцов считают, что это все-таки была Мария Магдалина, и именно поэтому на сегодняшнем богослужении мы читали в честь нее тот отрывок, где Господь является «Марии». Конечно, можно сказать, что это не догматический вопрос, и поэтому святые отцы здесь могут иметь разногласия, и не так важно, какой именно Марии явился Господь по воскресении; но в том, чтобы Он явился Марии Магдалине, есть действительно великий смысл. Потому что Он показал, что не только чистым и возвышенным душам Он является, как это уже и так было понятно в отношении Божией Матери, Которой Он явился, можно сказать, уже в Благовещении, — а и всем тем, кто обращается к Нему всецело, независимо от того, из какого греховного состояния они обратились.
Поэтому и нам не надо уповать на нашу праведность, если у нас она какая-нибудь есть, и не надо отчаиваться от наших грехов, которые у нас есть уже точно, в этом-то можно не сомневаться. Также не надо унывать из-за каких-то прискорбных обстоятельств, из-за того, что не все бывает так, как мы хотим, — ни от наших болезней не надо унывать, ни от каких-то трудностей и даже опасностей, которые в нашей жизни встречаются, и даже не надо унывать от того, что мы видим, что мы не можем помочь нашим ближним в том, чтобы они как-то стояли в правде, а не отпадали во всевозможные грехи. Потому что на самом деле, если мы увидим, что мы можем всегда помогать нашим ближним, то что с нами будет?
Легко поставить мысленный эксперимент: представим себе, что мы помогли нашим ближним, и они отстали от своих грехов. Дальше представим себе, что с нами тогда будет. Думаю, что очень немногие не испытают при этом мыслей тщеславных и гордых, что «вот, какой я хороший, я смог помочь». И ведь действительно смог помочь, чем же тут не гордиться? Но конечно, лучше не помочь, чем помочь и потом иметь такие мысли. Потому что не надо никому помогать ценой погибели собственной души; а такие мысли — они крайне погибельны. Поэтому ближним мы все-таки помогаем, но по нашей немощи это бывает не столь уж и явно, не столь явно именно мы помогаем, а может быть, эта помощь собирается по песчинке от разных людей. И не надо думать, что Бог любит наших ближних меньше, чем мы. Он устраивает и через нас, и через других, и Сам по Себе о них полезное. А мы должны Ему доверять. Поэтому даже такие искушения (а это, конечно, искушение) не должны нас отвращать от нашей самой главной мысли — что все, что мы ни делаем, все, что мы не терпим в жизни (я имею в виду, из того, что случается помимо нашей воли), все это должно обращать нас к одному: чтобы нам быть с Богом, чтобы нам иметь память Божию, чтобы нам каяться перед Богом в своих грехах и чтобы все время обращаться к Нему с молитвой, а когда возможно, обращаться к Нему также и через церковное богослужение, а наипаче через участие в церковных Таинствах, особенно в Святой Евхаристии. Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments