Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

и все-таки вот он -- Свиридов и его отзыв о Янке

Вот так надо сейчас о ней сказать, и как можно громче. Она не просто автор в ряду авторов сибирского панк-рока, не просто одна из… В нашей литературе (именно - во всей литературе) НЕТ НИЧЕГО ПОДОБНОГО. Янка - БЕСПРЕЦИДЕНТНОЕ явление. Можно обсуждать, насколько оно значительно для настоящего и будущего, как повлияло, откуда пришло и т.п. Но что оно уникально - нет никакого сомнения. Мои личные ассоциации - это самые мрачные вещи Платонова ("Счастливая Москва" и "Мусорный ветер") и "Москва-Петушки" (вещь, конечно, трагическая, а не смешная). Но это ассоциации, а аналогий - нет.
Такого смертельного отчаяния нет. У всех хоть что-то остается. У Пригова-Пелевина-Сорокина остается сам автор, который вовсе не умер, а живет, такой толстенький, сытенький. Надо отдать должное Пелевину: он этого не скрывает; другие прячут толстячка за кулису. Но с боковых мест его видно. Раз есть игра, то есть и тот, кто играет. А у Яны - деление на ноль без остатка. Математическая пустота, где нет места ничему живому, тем более надежде и любви. Я бы добавил: она не любит даже смерть (типа "Здравствуй, Смерть, спасибо за то, что ты есть"). По-моему, остается только страх, и то скорее как категория, как нечто онтологическое: пространство сдается, время сдается, страх остается.
Меня всё это так волнует, потому что последнее время я сам только Яной занимаюсь, пишу одновременно несколько вещей по ее текстам. Вы правы, что она очень загадочная. Огромный разрыв между впечатлением и пониманием: поражает сразу и насквозь, а не понятно ничего. Это очень любят литературоведы. Правда, за это не любят их. Но напрасно не любят, мы ведь ищем только разгадку текста. А тайна человека всегда останется тайной. К счастью.
Я тоже удивлялся, почему никто не взял до сих пор тему башлачевского интертекста у Янки. Лежит просто под ногами. Что до меня, то я его почему-то не вижу. Башлачева знаю всего, Яну тоже. Но, видать, я ее воспринимаю действительно как комету (хоть комет в литературе не бывает), как "новой эрой, первым днем", и поэтому интертекстов не вижу.
Еще очень цепляет Ваше замечание насчет песни как главной современной формы литературы (хоть я пока не готов с ним согласиться) - это хорошо бы развить, очень острая мысль и с большим "тротиловым эквивалентом", простите за выражение. Многих бы она очень рассердила. Хоть, может, оно и несколько категорично (сравнение с романом).
Единственное, с чем я бы не согласился - это что Вы отлучаете Яну от постмодернизма. У меня как раз растет уверенность, что ее песни - и есть постмодернизм в русском роке (плюс, конечно, Летов). Поэтому и такое сплошное несовпадение с Башлачевым. Даже хочу специально об этом написать. Когда я до этого додумался, то сам удивился и себе не поверил, но стал проверять - сходится. Если сойдется до конца, то буду писать.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments