Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

психоцерковное, паки

а бывают и положительные примеры, даже если человек уходит с терапии раньше времени.

пару недель назад приходит ко мне в храм мужик, лет за 50, трезвый, и просит, чтобы я совершил обряд проклятия его дочери. говорит, что заплатит, сколько надо. для совершения обряда предъявляет мне ее свидетельство о крещении (видимо, некрещеных нельзя проклинать?), выданное в ц. пос. Сиверская в 1981 г., а также детскую черно-белую фотографию (кажется, это у него что-то от магии -- колдовать над изображениями). я, конечно, не сразу отказываю, а спокойно так спрашиваю, мол, "а зачем?". -- он очень доходчиво объясняет: если вы ее не проклянете, то я ее убью. -- серьезность в голосе полная, из чего я делаю вывод, что человек, действительно, чувствует необходимость убить свою дочь, но ему это неприятно, и он хочет заместить это действие действием символическим. конечно, это поступок невротика, но никакой более серьезной патологии у мужика не просматривается.

был бы я шаманом или гадалкой, то надо было бы совершить ему ритуал, придуманный на месте, и ему бы полегчало. но, во-первых, у нас в христианстве так нельзя, во-вторых, ему бы полегчало лишь временно, а задача терапии -- вывести его вообще из этой коллизии. поэтому продолжаем разговор.

выясняется, что сожитель его дочери, из "понаехваших", выживает его из его квартиры. идут какие-то суды и т.д., т.е. именно тот "квартирный вопрос", который у нас реально ожесточает членов семей друг против друга. (этим доказывается, между прочим, серьезность намерения убить). характерно, что убивать сожителя мужик и не думает, а весь его гнев -- только против дочери. говорит: я лучше ее убью и сам сяду (потому что меня ведь сразу найдут), но буду жить спокойно. -- я ему: это на зоне-то спокойно? -- он: ну, я там уже бывал, оступился по молодости... но лучше я на зону, а квартира хоть сыну (другому его ребенку) достанется. -- из этого я совсем уверился, что он ее и на самом деле может убить.

переходим к обсуждению ритуала церковного проклятия. объясняю ему, что его дочь, хоть и крещеная, не имеет к церкви никакого отношения, и поэтому проклинать ее ну никак нельзя. постепенно он понимает это. его реакция: ну, вы толкаете меня на преступление. тогда у меня нет другого выхода, как только ее убить.

но тут я ему замечаю, что он и сам чувствует, что решение ее убить, -- неправильное. иначе бы он и в церковь бы не пошел, и сейчас бы у него не было сомнений в решении, а сомнения-то есть. так удается акцентировать в его сознании его же собственные сомнения в том, что убивать свою дочь -- это так уж правильно.

через некоторое время разговора он говорит, что теперь совсем не знает, что ему делать. -- я очень радостно это подхватываю и говорю: чтобы узнать, что нужно делать на самом деле, нужно сначала понять, что ты этого не знаешь. поэтому, мол, он перешел от ложного знания к истинному незнанию. а в этом залог того, что дальше он поймет, что ему на самом деле надо делать. еще минут 5 разговора, и эту мысль удается в него вбить.

дальше договариваемся, что он будет продолжать свои суды, а по стратегическим вопросам будет сознавать свое нынешнее незнание и будет думать дальше. предложил ему (а он с благодарностью принял) приходить ко мне завтра и послезавтра, честно сказав, что после разговора со мной у него так и останется незнание, но постепенно область незнания будет сужаться, а потом и знание появится.

на следующий день и вот до сих пор он больше не приходил. но я с ним расстался, точно убедившись, что настроение его сильно переменилось. он и сам это чувствовал и сильно благодарил.

т.к. с тех пор в криминальных новостях СПб., за которыми я всегда тщательно слежу, не появлялось сообщений о убийстве, похожем на убийство его дочери, я полагаю, что он настроился конструктивно, но просто решил, что дальше будет разбираться сам.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments