Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Scandoslavica/Scandoceltica


в начальном рассказе Киево-Печерского патерика рассказывается о варяге Шимоне, и, в частности, говорится, что перенесенные им на Русь реликвии были сняты с креста, поставленного его дядей у него на родине, где этот крест и оставался.

раньше и до сих пор мне казалось и кажется, что речь идет о кресте в церкви Св. Олафа над его могилой, установленном в 1052 Гуттормом (Guðþormr) после известного чуда св. Олафа, описание которого сохранилось и на латыни, и на Old Norse, в т.ч., в "Круге земном" и даже в Geisli Эйнара Скуласона.

суть чуда в том, что по молитвам к св. Олафу Гутторм спасся и вообще победил своего бывшего союзника короля Ирландии (и, на тот момент, почти всей кельтской части Великобритании) Маргада (о нем подробнее тут). сии рабы Божии были друзьями и вместе очень удачно пограбили Уэльс, после чего так рассорились, не поделив добычу.

в этом сюжете меня всегда напрягала такая форма почитания креста: она явно восходит к почитанию Креста Господня в Иерусалиме, но при этом не содержит никаких намеков на наличие хотя бы частицы подлинного Креста Господня в почитаемом кресте. между тем, традиция настолько сильная, что не ограничилась Скандинавией, а вполне себе протранслировалась в Киев. откуду нам сие? и что это вообще за кескёсе?

повторю: когда от подлинного Креста переходят к заведомо неподлинному, но почитают аналогично, -- это нетривиально, и этого не было в Byzantine Commonwealth как мы его знаем.

теперь, находясь поближе к местам событий, я нарыл следующее.

источник -- так наз. The Sawley glosses к Historia Brittonum пс.-Ненния. согласно D.N. Dumville (и тут я вообще бы очень попросил сделать для общего пользования электронную версию его сб. статей Histories and Pseudo-Histories of the Insular Meddle Ages, Great Yarmouth 1990, -- есть ли она у кого? или, Кирилл, опять на Вас вся надежда?), этот источник содержит какие-то более ранние, чем он сам (ркп 12-нач. 13 в.), валлийские предания.

там сказано, в частности:

Nam Artur Ierosolimam perrexit. Et ibi crucem ad quantitatem salutifere crucis fecit; et ibi consecreta [sic] est. Et per tres continuos dies ieiunauit et uigilauit et orauet coram cruce dominica, ut ei Dominus uictoriam daret per hoc signum de paganis; quod et factum est.

вопрос атрибуции Артуру оставляем в стороне (т.к. речь идет о эпохе, когда все мало-мальски значимое норовили атрибутировать Артуру), но мотив Константина (in hoc signo vinces) и, главное, размножения Креста копированием -- налицо.

итак, Гутторм либо не сам делал свой Крест, а забрал тот, который был в Уэльсе, либо (что мне кажется менее вероятным; но если верить букве рассказа) сделал себе такой же. в том и другом случае для истории идеологии разницы нет: мы получили трансляцию агиографической традиции Уэльса, причем, вплоть до Киева.

связь Уэльса с Иерусалимом -- это особый и очень важный вопрос. в эпоху раскола там была, по всей видимости, отдельная иерархия, которая, согласно Житию св. Давида (представленного основателем этой иерархии), была получена в результате хиротонии св. Давида от патриарха Иерусалимского.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments