Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Bauckham etc.

aorlov указал на интересную критику его концепции относительно авторства Иоанна Богослова (при общем приятии концепции "свидетелей") для Ев. от Иоанна. среди аргументов там, в частности, и значение группы Двенадцати на Вечери и др.

у меня нет пока совсем личного мнения по поводу, но оно, возможно, будет.

сейчас я думаю (и надеюсь уже об этом написать работу), что для Ев. от Ин. имела особое значение группа Пяти (учеников, призвание которых описывается в начале этого Евангелия), из которой все, кроме Нафанаила, вошли затем в группу Двенадцати.

это пять писцов Ездры. примечательно, что в Диатессароне Татиана для Нафанаила сохранился эпитет "писец Израилев".

концепция Пяти не сохранилась (кроме рассказа о призвании учеников) в канонических Евангелиях, но вошла, другими своими элементами, в церковное предание очень плотно. ее отражением является необычная концепция Двенадцати в Epistula Apostolorum (нач. 2 века; место происхождения текста дискуссионно), где в число 12 входит и Нафанаил.

главная же примечательная черта -- другой вариант притчи о мудрых и юродивых девах, где мудрые отличаются тем, что оне (вопреки варианту Мф.) не спали, и где каждая дева олицетворяет определенную добродетель или порок. девы -- это дохристианская традиция; Апокалипсис Ездры -- возможно, христианский (я так думаю, особенно после очень вероятной христианской переатрибуции похожего Апок. Варуха), но базовые традиции там дохристианские в любом случае. мудрые девы, которые отличаются от юродивых именно тем, что не спят, -- устойчивый топос гимнографии (возможно, что и в редакционной истории Мф. оне тоже оставили след).

для авторства Ин. надо будет заново пересмотреть, кто был первым из Пяти (в Ин. он анонимен).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments