Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Грааль, Робер де Борон

о форме легенды о Иосифе Аримафейском.
Li Romanz de l'estoire dou Graal (Робер де Борон)
здесь появляется Верина (Verrine), жена имп. Льва I, доставленная через легенду о Гальбе и Кандиде.

плат с Нерукотворным Образом в легенде о Граале появляется там, где в оригинале легенды о Иосифе Аримафейском была нерукотворная икона Богородицы в Лидде; переход из одного в другое был облегчен через привлечение легенды о ризе (исконно -- погребальных одеждах) Богоматери, которая исторически атрибутировалась правлению Льва и Верины; в последней легенде еврейская женщина, разумеется, не была Вериной, но была исторически образом ее "плохой" предшественницы императрицы Пульхерии; в субстрат легенды о Граале пошла та -- наиболее распространенная -- редакция легенды о Гальбе и Кандиде, где еврейская женщина перестала быть отрицательным персонажем и перестала ассоциироваться с Пульхерией, т.е. редакция после 518 года; передача имени "хорошей" императрицы еврейской женщине, возможно, совершилась еще до включения в цикл Грааля, хотя на византийской почве не фиксируется.

очень важно, что происхождение Нерукотворного Образа в легенде о Граале -- тоже плащаница (погребальная одежда): sydoine.

впрочем, и у Верины добывают sydoine не без хитрости.

имя "Верина" самому Роберу де Борону уже не было понятно, поэтому он рационализирует его позже через "Веронику" (из хорошо известной ему легенды). "Верина" -- четкий признак византийского элемента 6 века в агиографич. субстрате. оно не имеет никаких объяснений у комментаторов де Борона.

téléscopage истории Иосифа Аримафейского на правление Веспасиана -- объясняется в самом тексте: император, который пришел отмостить "иудеям" (а не только Пилату, как в цикле Жития Пилата про Тиверия), -- это именно Веспасиан:
Vaspasyens dist sanz targier:
«Je sui ci venuz pour vengier
La mort Jhesu, qui m'a gari.»
(...)
Vaspasyens ainsi venja
La mort Jhesu, qu'il mout ama.

но исцеление сына Веспасиана (т.е. Римского императора) от плащаницы -- это уже влияние другой агиографич. традиции рубежа 5 и 6 веков: Жития Иларии--Жития Нистереона и Катиана (а отчасти и Варлаама и Иоасафа).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments