Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:

Книжные впечатления--2

нет сил пока что писать подробнее, хотя, похоже, надо будет. очень крутое чтение:

Великая Стража. Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. В трех книгах (вышла пока только первая, но составлены уже все три; объем умопомрачительный!!!). Иеросхимонах Иероним, старец-духовник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. Автор-составитель иеромонах Иоаким (Сабельников). М.: Изд-во Моск. Патриархии, 2001. 832 с. (томик, размером с Библию, только бумага потолще!). это почти исключительно издание рукописей, сохранившихся в Свято-Пантелеимоновом м-ре на Афоне. Тираж -- 7000 ! (но это, само собой, не патриархийные денюжки, а какого-то раба Божия Вячеслава, спаси его Господи!)

иеросхимонах Иероним -- первый духовник К.Н. Леонтьева, который сделал его православным и, главное, определил его "стиль": можно сказать, "неоптинский", что было тем более заметно, что Леонтьев потом жил именно в Оптиной... так о. Иероним стал известен интеллигенции. в историю монашества он вошел как возродитель Руссика (Пантелеимонова монастыря на Афоне). а сам по себе он был настоящий святой, которого раз даже застукали молящимся на воздУсе (когда он забыл запереться в келлии). еще одна книга, из которой можно убедиться, каким прекрасным было русское православие там, куда не доходило тлетворное дыхание Синода.

он был такой самородок, с детства правильно сориентировался по одним только книгам, без наставника. а свою младшую сестру наставил так (она потом стала игуменией): в 15 лет она увлеклась чтением романов и щеголяла перед братом тонкостью своих чувств. на что он ей заметил, что в романах всё выдумки. она очень удивилась -- оказывается, она думала, что там всё чистая правда, как было на самом деле. а он ей сказал, что правда -- в житиях святых, мучеников и преподобных. она тут же бросила романы и стала читать жития, переменилась очень резко (к испугу родителей) и стала монахиней еще раньше будущего о. Иеронима.

вообще-то, там всё очень серьезно. очень много разных случаев из духовной жизни, причем, много таких, что без всяких хэппи-эндов (в патериках такие встречаются, но редко, -- зато в жизни, по-видимому, наоборот). отношение к причастию -- строгое: для монахов не реже раза в неделю, для послушников -- не реже раза в 2 недели. про богослужение и так общеизвестно: у Сергия Веснина (в "Письмах Святогорца") описано его удивление, после российских монастырей даже, а не только приходов, -- когда он впервые увидел уставное богослужение (оно отличается от "русского стандарта" не только тем, что длиннее, а, главным образом, тем, что там просто вообще другие элементы, причем, из самых заметных). в конце жизни (1880-е гг.) о. Иероним думал о том, куда деваться монашеству, когда с Афона попрут. именно тогда русские афониты затеяли Новый Афон на Кавказе, это было одно из начинаний того же о. Иеронима, но он понимал, что в России всё это не особенно надолго, и что скоро Россия не сможет и вовсе помогать монашеству. у него был план создать новую монашескую республику где-нибудь на свободном острове в Тихом океане и под покровительством США! обосновывалось тем, что в США нет господствующей религии, т.е. не должно быть и особенных гонений.

вот и я тоже для будущего Православия особо надеюсь именно на Америку. (расширение нашей РПАЦ на Америку лично я понимаю как временную меру, направленную на формирование в будущем вполне Американской, а не Российской истинно-православной Церкви). хотя я и на Россию тоже пока надеюсь... но это уже другой сюжет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments