Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Category:
  • Mood:

Грааль: новая рабочая гипотеза

за время пути наша собачка успела подрасти.
переворачиваем старую (и вообще общепринятый подход) на 180 град.

Грааль -- это, изначально, агиографическая легенда о обращении христианского государства и (особых, связанных с христианством) инсигниях власти. вот только этот тезис и должен быть инвариантом для всех рабочих гипотез. все остальное нужно пытаться крутить в разные стороны и смотреть со всех возможных боков.

до сих пор (т.е. до позапозавчера) я шел по инерции -- будто это легенда о государстве Артура, которое могло принять христианство как раз в правление этого короля (хотя могло и на неск. десятилетий раньше). это вело ко всяким нестыковкам. но можно зайти и с противоположной стороны.

помимо Артура (и, главное, гораздо более, чем Артур!), в легенде выступает еще один не менее (и не более) исторический персонаж -- Perceval/Peredur ab Evrawc. его исторический прототип был последним фактическим царем какого-то государство со столицей в Йорке (валл. Evrawc; "сын Евраука", последний из его семи сынов, -- это тоже что-то эпическое; возможно, что никакого исторического царя Евраука не было вовсе, а был только город Eboraicum -- York), убитого язычниками англосаксами ок. 580 (после этого еще несколько месяцев царем был его сын, который бежал и оставил страну англосаксам). это был один из главных этапов уничтожения на острове власти бриттов, большая часть которых после этого смешалась с соседними кельтскими народами (особенно валлийцами) либо эмигрировала в Арморику (Бретань), где уже с конца 4 в. была их колония.

характер легенды о Граале очень подходит для темы не основания, а исчезновения христианского царства. отсюда исчезновение самого Грааля после его обнаружения, эсхатологические чаяния (обязательные, впрочем, в любой легенде о государстве, так что тут нужно анализировать тщательнЕе) и -- вот это очень важно -- столь мощное распространение легенды у разных народов (как минимум, у валлийцев уже в раннюю эпоху; но и в Арморике, возможно, тоже в раннюю -- если основываться на бретонской агиографии, то похоже на то; особая проблема -- были ли на самом деле провансальские источники у Робера де Борона; что до Кретьена де Труа, то его источниками считается matière de Bretagne, т.е. прямо легенды наследников бриттов).

[следующие два абзаца являются маловажной вставкой:]
против этой гипотезы: отсутствие (пока что) христианских параллелей. казалось бы, что-то типологически сходное должно быть в исторической апокалиптике конца 7 и 8 веков (связанной с нашествием арабов), но ведь нет же. там очень примитивная история, проецированная в будущее; литургики--никакой. но эта апокалиптика была новой традицией, а легенда о Граале принадлежит старой, еще раннехристианской. в раннехристианской или похожей на нее я примеров не знаю (теоретически они могли возникать там, где гибли христианские царства, но оставалось много христианского населения, которое где-то поддерживало существование среды для трансляции таких традиций).

но, если искать чуть шире, то параллели находятся. ярчайшая параллель -- самаритяне с их преданием о священных сосудах Храма (их, разрушенного во 2 в. до РХ) внутри горы Гаризим. т.к. храмовая традиция у христиан и иудеев одна, то данная параллель вполне корректна.
[конец маловажной вставки]

этих соображений достаточно, чтобы начать рассматривать всерьез эту "гипотезу Персеваля".

рассматривая ее всерьез, мы должны прежде всего задаться вопросом: где была та среда, в которой такая легенда (с центром в Персевале) могла быть востребована? -- ответ очевиден: в Уэльсе (и, затем уже, у остальных кельтов) в 7 веке.

почему ответ именно такой:

валлийское царство (в сев. Уэльсе) Gwynedd (римское название Venedotia) до 1277 г. было базой кельтского сопротивления англосаксам, а затем и норманнам. оно дожило, без принципиального изменения государственной идеологии, до времени Кретьена де Труа и даже пережило его (последнее важно, т.к. дает естественное объяснение влияния рыцарских романов артуровского цикла на более древний валлийский субстрат в валлийском Peredur ab Evrawc).

в 7 в. царь Гвинедда Кадваллон на целый год отвоевал у англосаксов Йорк (то ли в 633, то ли в 634), после чего, правда, был убит в 634. он и его сын Cadwaladr ap Cadwallon (которому в 634 был 1 год; но его вывезли в Ирландию и спасли, а потом он все-таки царствовал; ср. еще эти статьи; Кадваладр явно почитался во святых) стали героями кельтского эпоса -- светского, но такого, что его нужно учитывать для интерпретации агиографии. (NB: нужно приучаться читать Беду как вражескую пропаганду: там все описывается с т.зр. противника и как выгодно противнику).

основные идеи эпоса:

уничтожение англосаксов -- это самое тривиальное,
а вот в Книге Талиесина (параллельно валл. -- англ. тексты здесь):
rydyrchafwy duw ar plwyf brython.
May God exalt over the community of Brython. (B. of T., L).
здесь же о втором пришествии Кадваллона, причем, из Ирландии и с мессианскими целями:

Pan dyfu gatwallawn
Dros eigyawn iwerdon.
Yd atrefnwys nefwy yn ardnefon.

When Cadwallawn came
Over the ocean of Iwerdon,
He regulated heaven as high creator.

в другом тексте вариант того же самого: о втором пришествии сына Кадваллона Кадваладира (в этом тексте Cadwaladyr) в Armes Prydein Vawr / The Prophecy of Prydein the Great (Book of Taliesin VI; этот текст обычно датируют 10 в.).

уже отмечалось, что идеи о втором пришествии короля Артура появились на почве этих мессианских чаяний относительно Кадваллона.

-----------------

все это дает для агиографического изучения первоначальной легенды о Граале очень много. получается, что агиографический субстрат 6 века переработан по византийской агиографической моде 7 века (ср. "сирийский" Роман об Александре, который на самом деле об Ираклии, Ираклий в стихотворениях Писиды, цикл Александра Македонского как мессианской фигуры -- который отразился и в Книге Талиесина, XXVIII:

Ryfedaf na chiawr =

I WONDER that there is not proclaimed
An acknowledgment of heaven to the earth.
Of the coming of a giant Ruler,
Alexander the Great.
Alexander, possessor of multitudes.
(...) (в т.ч., о Вознесении Александра:)
He wont above the wind,
Between two griffins on a journey,
To see a sight.
A sight he saw,
The present was not sufficient.

Eithyd oduch gwynt.
Rwg deu grifft ar hunt
Y welet dremynt.
Dremynt aweles
Pressent ny chymes.

-----------
возникает вопрос о прямых связях между Византией и Уэльсом в 7 в.
и тут есть, что ответить.

1. Armes Prydein Vawr постоянно апеллирует к св. Давиду, в Житии которого -- хиротония в Иерусалиме.
2. Peredur ab Evrawc: служение Передура в теч. 14 лет королеве Константинополя (которая, к тому же, при первом упоминании 1 раз названа королевой Индии: см. мою статью в ХВ об агиографических связях в 6-7 вв. между К.полем и "Индией" = Аксумом).
3. параллели в шотландской агиографии, корни которых ведут в Нортумбрию и др. зоны контактов англосаксов с кельтами в 7 в.: культ ап. Андрея и, особенно, св. Сервуса (который, согласно Житию, стал епископом Шотландии, предварительно побывав патриархом Иерусалима, Александрии и К.поля; это Житие переплетено с двумя остальными главными шотландскими житиями -- Кентигерна/Мунго и св. девы Беги): там сплошной К.поль.

п.2 в этом списке -- тот материал валлийского "Передура", которого нет во французском "Перцевале" и его производных. логично относить его (как это обычно и делают) к валлийскому субстрату. другое дело, что в дошедшем до нас тексте он уже страшно разбавлен французским влиянием... (влияние было сильным, т.к. языком английской аристократии во время составления дошедшей редакции "Передура" был французский, т.е. контакт валлийцев с французской языковой средой был непосредственным).
Tags: hagio, hagio graal
Subscribe

  • дети, Хомский и топология ментального пространства

    еще немного о логике естественного языка и т.п. все, кто интересовался генеративной грамматикой Хомского, особенно с философско-логических…

  • Пфистер -- Фрейду

    из готовящегося перевода их переписки. в этом письме о Юнге и Адлере. В издании Freud/Meng (1980 2), стр. 62 отмечается, что между 11 марта 1913 и 9…

  • chomsky and schizophrenia

    Timothy crow: WHAT IS YOUR LEADING HYPOTHESIS? Schizophrenia as the price that Homo sapiens pays for language. see Schiz Res 1997; 28:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • дети, Хомский и топология ментального пространства

    еще немного о логике естественного языка и т.п. все, кто интересовался генеративной грамматикой Хомского, особенно с философско-логических…

  • Пфистер -- Фрейду

    из готовящегося перевода их переписки. в этом письме о Юнге и Адлере. В издании Freud/Meng (1980 2), стр. 62 отмечается, что между 11 марта 1913 и 9…

  • chomsky and schizophrenia

    Timothy crow: WHAT IS YOUR LEADING HYPOTHESIS? Schizophrenia as the price that Homo sapiens pays for language. see Schiz Res 1997; 28:…