Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Грааль: на темы Халкопратии

что мы знаем о сегодняшнем празднике?

недавнее досье Wortley 2005 неполное, а полнее всего, хотя и в сыром виде, у Сергия в Месяцеслове Востока. я тут напишу обзор досье, а потом лишь некоторые мысли об истории праздника и его связи с Граалем.

1. в досье есть только один нормальный исторический документ: Слово св. патр. Евфимия на освящение маленького храма, куда был перенесен пояс при Льве Мудром. там он рассказывает о повторном обретении пояса, в которое сам же и возглавлял:

31 августа (год точно не известен; начало 10 в.) они открыли "ковчег" (κιβωτος), который не открывали со времен имп. Аркадия, сына Феодосия Великого. там был пояс как новый. -- больше никаких сведений. даже об исцелении супруги Льва Зои и о видении ей, что нужно взять пояс Богоматери, ничего не сказано.

2. Симеон Метафраст, 10 в.: прошло всего несколько десятилетий, а собачка (история) успела заметно подрасти:

супруге Льва Зое, одержимой беснованием, в сонном видении открывается, что она может исцелиться только от пояса Богоматери. (кажется, этот сюжет полностью выдуман по аналогии с другими легендами). отрывают "сорос" -- там лежит грамота от императора Аркадия с точной датой, когда пояс был положен в раку. прошло ровно 410 лет.

-- надо сказать, что между Аркадием и Львом лет, эдак, 500 или 510, но не 410. старые ученые уверенно, а новые неуверенно подозревают здесь какую-то порчу текста в рукописной традиции. а я думаю, что здесь просто кусочек другой истории -- про грамоту и число 410 лет.

3. К.польский синаксарий (редакция 10 в., текст может восходить к 9 в.): положение пояса в Халкопратии состоялось при императоре Юстиниане, а пояс был перенесен из епархии Зилы (в Каппадокии). также вспоминается исцеление Зои, супруги Льва. -- все это в одном маленьком абзаце. фраза про Зою, конечно, из 10 в., но рассказ про Зилу вполне м.б. из 9 в., когда составлялся Синаксарь.

4. Синаксарная заметка, известная только в слав. версии (в изд. Спасского; не восходит ли она к древнейшей, 9 века, редакции К.польского Синаксария?): одежды Богородицы разделяются между двумя благочестивыми иудейскими женщинами; доля одной впоследствии попадает к Гальбе и Кандиду и от них во Влахерны, а от другой -- в г. Зилу и оттуда в К.поль к Юстиниану. кажется, это оригинальная версия рассказа о перенесении пояса из Зилы; другой, во всяком случае, нет. исторически это очень вероятно, т.к. Зила -- важнейший транспортный узел в Каппадокии для сообщения с Кавказом; при Юстиниане он был еще вполне конкурентоспобным с Саталой; возможно, изъятие оттуда местной святыни было как раз фактором "передачи полномочий" от Зилы к Сатале (вообще эти сухопутные транспортные коллизии отражены в Житии 7 века -- Мученичестве Евстратия и иже с ним пострадавших; м.б., это мученичество даже и 6 века; параллельные морские коллизии отражены в Мученичестве Орентия и шести его братьев, дошедшем полностью только по-грузински, а в К.польском Синаксаре лишь резюме; вот и наше перенесение пояса из Зилы -- только резюме; жаль, что не находится полностью по-грузински!).

на этом агиографические тексты исчерпываются. еще есть гимнографические:

сохранившееся богослужение праздника оформилось в 9 в.; о канонах первой пол. 9 в. см. предыдущий постинг. авторы -- Иосиф Гимнограф (а первый канон -- его современник, Георгий Никомидийский). богослужение, таким образом, старше праздника обновления храма в честь пояса при Льве. в нем четко дано понять, что пояс относится именно к погребальным одеждам Богоматери (следовательно, не может согласовываться с традицией прижизненного разделения одежды между двумя благочестивыми женщинами).

тропарь праздника (общий с праздником ризы Богоматери 2 июля, но явно составленный для дня пояса): "о Тебе бо естество обновляется и время". -- это отсылка к дню празднования 31 августа, кануну "обновления времени", т.е. нового года. (значит, при Льве специально приурочили обретение пояса ко дню праздника, а откуда изначально возник именно этот день -- неясно).

еще есть историографические свидетельства о других святынях в Халкопратии: источник только один и очень поздний (14 в.) -- Никифор Каллист Ксанфопул, но этот автор цитирует источник 6 в. (обычно предполагают, что Феодора Чтеца, а, с учетом моей статьи, можно предположить и то, что из Historia Euthymiaca, которую я датировал периодом от ок.500 до 516).

эти святыни были переданы из Палестины Евдокией в 430-е гг. (тогда же, когда и икону Одигитрии): "божественное Ея млеко, священное веретено (το ιερον ατρακτον) и Спасовы пелены". относительно млека, судя по позднейшим свидетельствам, надо думать о какой-то ткани (одежде), им пропитанной. "веретено" -- это тут самое крутое и уникальное.

одр в ковчеге Соломоновом в рассказе о Граале содержал три изготовленных из райского древа предмета, называнных fuisiaus (fusieaux в новофр.). основное значение этого слова -- "веретено" (а вообще так обозначаются любые продолговатые предметы с утолщением в середине; в контексте это три перекладины, скрепляющие ножки ложа: две вдоль и одна поперек -- буквой н, если я правильно понял; еще поизучаю). -- это веретено -- весьма и весьма уникальная деталь, позволяющая связывать Грааль с культом в Халкопратии 6 века.

важно, что богородичные святыни в Халкопратии были связаны с Рождеством Христовым, а не с Успением БМ.

еще есть серия исторических свидетельств о еженедельной процессии из Влахерн в Халкопратию, установленной патриархом Тимофеем (поставлен Анастасием вместо смещенного Македония в 512; монофизит). -- об этом подробно в знаменитой статье МвЭ.

естественный смысл этой процессии (разумеется, изначально монофизитской: любая борьба с Халкидоном оформлялась как защита Богоматери и естественно выражалась в новых формах Ее культа) -- в связи погребальной святыни во Влахернах с рождественской в Халкопратии. (кстати, интересно: что церковь в Халкопратии была обращена Пульхерией из синагоги -- это правда или агиография, которая то ли смешивала, то ли различала Пульхерию и ее Халкидонский собор и иудеев?). подробности интерпретации этой процессии у МвЭ у меня тоже, как и у других исследователей, доверия не вызывают.

важно сказать, что процессия не подразумевала наличия пояса в Халкопратии. никаких упоминаний о поясе в связи с процессией в источниках нет.

еще у МвЭ есть гипотеза, что за пояс могли принять погребальный "судАрь", о котором повествует арабский Transitus AB 8, где он назван словом `amamat, обычно обозначающим чалму, т.е. длинную ткань в свернутом виде. но в моей статье про это теперь доказано, что таков был стандартный перевод греческого слова в Евангелии от Ин. в арабских переводах с сирийского. т.е. в транзитусе имелась в виду вовсе не чалма или тюрбан, а обычный плат на главе, точно как в Евангелии во гробе Христовом. судАрь слишком короткий, чтобы его принять за пояс.

поэтому я думаю, что историю с процессией в Халкопратию и другую историю с Евдокией к истории пояса приплетать не надо.

теперь мои соображения:

число и грамота -- это также и в истории о Граале, только там не 410, а 454.

если взять интервал от вероятного года смерти Богоматери (для агиографии)-- ок. 45 или 50 -- и времени Юстиниана (527--565), то будет как раз 410 лет. связан ли был этот сюжет с Зилой -- вопрос отдельный. для истории с Граалем важно, что он был связан с К.полем.

уфф. фсё пока.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments