Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Tallaght и еще о др.-ирл. календаре

см. также публикацию архаичного календаря по ссылке в предыдущей записи.

15 фев. -- победа Христа над диаволом: старое Сретение (40 дней от 6 января, понимаемого как день РХ и Богоявления, давало дату Сретения 14 фев.); победа имеется в виду в трех искушениях в пустыне (следующий день после 40 дней получается 15 февраля); это важнейший датирующий признак календаря, т.к. соответствует периоду, когда РХ 25 дек. уже было, а указа Юстиниана о перенесении даты Сретения на 2 февраля еще не было (т.е. до 540-х, но образец календаря мог быть и более поздним, тк. он все равно египетский).

2 августа (это только в календаре из ркп. Беды) -- пост в память пленения Вавилонского и разрушения Храма Соломона: Schneiders справедливо предполагает связь с еврейским постом 9 аба, но не понимает, каким образом. я думаю, что это как раз поздняя дата пахомианского собрания в м-це месоре (1 месоре, а не исконная, времен св. Пахомия, дата 20 месоре; дата 1 месоре появляется в еще не опубликованном послании аввы Феодора). если учесть, что 1 августа занято Маккавеями, то 1 "месоре" можно было сдвинуть на день позднее.

в календаре при Беде все египетские месяцы выписаны аккуратно, т.е. в соответствии с астрономией, но заимствование египетских праздников -- это более ранний процесс, чем работа составителя календаря. важно, однако, что египетские даты приводятся наряду с греческими.

уникальная дата памяти Павла Фивейского в календаре при Беде: 10 января (больше нигде нет). с учетом жестких египетских связей надо иметь в виду еще такую возможность ошибки: византийская дата 15 января, если ее понять как 15 тобе, должна пересчитываться в 10 января. (современная копт. дата -- 2 амшира = 27 янв.; в греч. синаксарях иногда еще 5 и 16 янв. и осенние даты; в палестинском груз. у Гаритта 18 января и другие даты; Неапольский лат. календарь -- 19 янв., см. ссылку у Гаритта и Mart. Romanum ed. Delehaye). ср. дату в Félire Oengusso + Tallaght: 16 янв.: корректная дата из византийского синаксария; у латинян 10 фев.).
------------
для датировки "римской" части самыми главными датами оказываются Успение (см. предыдущий постинг о Tallaght) и теперь 15 фев.

для египетских связей -- 2 августа и 1 месоре, последовательное указ. коптских м-цев (это только в календаре при Беде); память "египетских монахов" (безымянных) где-то в Ирландии, по тексту, изд. Hughes); молитвы в воде (в такой поздний период их можно было подцепить, если не от коптов, то только от эфиопов).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment