Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Великое княжество Тферское

я просто в шоке, дорогие товарищи. прочитал текст, на который раньше не обращал внимание, и который не был читан дореволюционными учеными (т.к. editio princeps -- 1911, НП Лихачев): так наз. Похвальное слово инока Фомы князю Борису Александровичу Тверскому.
собственно, искал-то я памятники тверской идеологии 15 в., где Тверь была бы центром нового царства, новым К.полем и Новым Иерусалимом, т.е. источник, близкий по традиции к утраченному источнику Слова Спиридона-Саввы (этот источник я тут пытался датировать временем последнего тверского князя Михаила Борисовича (1461-1485) по упоминанию митрополита Неофита Ефесского (1467-1477): мол, Неофит в источнике Спиридона-Саввы был современником не передачи Мономахова венца на Русь, а какой-то официальной рецепции Translatio imperii в Тверь, что и действительно прекрасно укладывается в 1470-е годы, когда был и династический союз с Литвой -- отсюда родословие литовских князей, наряду с тверскими, у Спиридона-Саввы).

всякого византийского Иерусалима я нашел у инока Фомы предостаточно (вплоть до того, что Борис Александрович построил при входе в Тверь надвратный храм, посвященный Входу Господню в Иерусалим; но главные детали там, разумеется, в особенностях текста самого панегирика).

но я там нашел и другое: очень плохое состояние работы над текстом и доказательство принятия в Твери Флорентийской унии. ниже я кратко скажу об этом и предложу программу коллективной монографии, которую можно издать при Скриниуме в серии Scripta ecclesiastica (или, если она тоже начнется, в серии Slavia Orthodoxa).

"Слово" инока Фомы представляет собой вовсе не 6 "частей" (как писал Шамбинаго 1946), а 6 разных произведений: в частности, там имеются прижизненный панегирик (квази-агиографический), посмертный панегирик (типично агиографический), летописное сказание (в светском жанре "княжеской повести", но все в русле той же идеологии); едва ли все это написано одним автором. Борис Александрович (1425—1461), согласно всем этим памятникам, -- преемник Владимира Мономаха и русский царь, равный по сану императору Византии и ордынскому хану. Историками обычно признается (справедливо), что такова была официальная идеология Твери, неприемлемая для Москвы, из-за чего Слово Фомы до нас толком не дошло (а дошло очень бестолково: в единственной плохо переписанной и дефектной рукописи, где конец и вовсе пропал).

насчет церковных дел после 1911 г. особо смотреть было некому, хотя католиков текст привлекал откровенным одобрением Флорентийского собора (но и они его толком не понимали: вот пример: Гаврилов 1955).

но там все круче: Флорентийский собор становится источником легитимации царских прав Бориса Александровича. именно там эти права признаются императором "Калоиоанном" (= Иоанном VIII Палеологом) и всеми отцами Флорентийского собора, каждый из которых держит о Б.А. краткую речь (в этом месте лакуна, не позволяющая судить о наличии или отсутствии Исидора Киевского и Марка Ефесского; но зато Виссарион Никейский присутствует в лучшем виде). панегирист сравнивает заочное (через посла) присутствие Б.А. на вселенском соборе во Флоренции с присутствием Константина Великого на Первом Вс. соб.

отдельно подчеркивается, что патриарх в К.поле сохраняется (видимо, упор на отсутствие царя, т.е. данная часть написана после 1453 г.), -- выпад против Московской автокефалии.

вот как все запущено. тут, кстати, обращает на себя внимание состав собора русских епископов, осудивших Исидора за принятие унии в 1441 г.: Тверского среди них нет, хотя есть даже Пермский.

теперь представим себе Василия 2 в 1448 г., который пишет униатскому патриарху в К.поль с просьбой о русской автокефалии. если бы Василий 2 стоял на позиции собора 1441 года, то писать в К.поль ему было бы не к кому: К.польская кафедра была бы для него вдовствующей; но он пишет униатскому патриарху, признавая его патриаршее достоинство, и совсем не поминает о католичестве Исидора. если при этом вспомнить, что Василий 2 вернул себе Московский престол исключительно при помощи Бориса Александровича Тверского и был от него в сильнейшей зависимости,то все становится на свои места!!!

письмо Василия 2 было предложением официального согласия с унией в обмен на автокефалию. видимо, К.поль сие не принял (напр., потому, что там могли делать ставку на Тверь как на более сильный общерусский центр власти, а Тверь принимала унию без всяких церковных требований).

----------------------
теперь предложения по изданию:

хорошо бы сделать новое издание текста (т.к. в прочтении ркп. есть проблемы: напр., Толк. И.Зл. на Посл. к Коринф. превратилось в какое-то послание к "рнфянам", а в переводе и вовсе к "раифянам"), новый перевод (текст не славянский, а др.-рус., т.е. сложный; в переводе Понырко много неточностей, а библейские цитаты вообще редко опознаются) -- на русский и надо бы на английский (т.к. на западе текст почти неизвестен); желательно и фотовоспроизведение рукописи. плюс статьи: историческая светская, историко-церковная (с учетом документов Флорентийского собора, славянских в т.ч.), историко-идеологическая (через всю традицию К.польского "Нового Иерусалима" -- вот это и я взялся бы написать).

заодно отмечу ошибку в прочтении ркп. Спиридона-Саввы у Дмитриевой 1955: с. 169, строка 3 св.: "и сперва", а д.б. "исперва" (сложный союз: там дальше "последи же").

------------------------
пока что у меня есть кандидат на англ. пер.: Володя Баранов; рус. пер. могли бы сделать разные люди, но лучше просить того, у кого все цитаты тоже на слуху, т.е. наша Кассия бы могла. но нужен еще 1 историк России, еще 1 человек, который полезет в историю Фл. собора, и еще 1 текстолог-русист.

------------
еще интересное: во все еще не дошедшей до меня монографии Ульяновський Василь. Митрополит Киiвський Спиридон: образ крiзь епоху, епоха крiзь образ. Киiв, 2004, автор не соглашается с отождествлением м.Спиридона со старцем Спиридоном-Саввой "...который, как он считает, был одним и тем же лицом со Спиридоном - игуменом Троице-Сергиева монастыря (1467-1474 гг.)" (цитата из письма одного доброго человека, который меня проконсультировал).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments