(это на меня не вообще заграница и даже не США, а только Новый Эбораик так действует. просто прорвало).
отчасти я уже отрекался печатно от прежних наездов на петровские реформы, даже церковные: по мере того, как начинаешь разбираться с тем материалом, который Петр застал, начинаешь и сочувствовать его преобразованиям. антиканоничный синодальный строй был все-таки меньшим беззаконием, с церковной т.зр., чем московское патриаршество филаретовского образца; об этом подробнее в моей книжке про "Москву и Киев", а тут разбирать не буду...)
и вот пришел Петр. что он сделал? только одно: избавил русскую национальную идею от не подобающего ей комплекса национальной исключительности. в области цивилизации, как решил Петр, русские должны учиться у других, у Запада -- как римляне тут учились у греков (а потом и не только греков), а монголы Чингисхана -- у народов завоеванных государств.
Петр проявил абсолютный цивилизационый слух и услышал поэтому точную ноту русской цивилизации. потому у него так и пошло дело. если мы сейчас тоже что-нибудь такое услышим, то и у нас пойдет.