Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

Russian Christianity

"Киев и Москва".
книжка предательски долго залежалась в издательстве, и теперь случилось самое страшное: я стал ее переделывать и дописывать. надеюсь, что пока все ограничится 15 веком, который там, согласно заявленной теме, должен был бы быть изложенным подробно, но в действительности излагался ужасной и бестолковой скороговоркой.
так что я начинаю потихоньку выкладывать вновь написанные разделы. чуть-чуть сносок при этом в жж-версии пропадет.

1.1. Флорентийская уния и митрополит Исидор Киевский
Обособление Московской митрополии от Константинопольского патриархата произошло в течение нескольких лет (1441-1448). Не подлежит сомнению, что на этот процесс радикальным образом повлияла Флорентийская уния, подписанная в 1439 году Константинопольским патриархатом, частью которого на тот момент являлась единая митрополия Восточной и Западной Руси. Под сохранившимся в подлиннике Актом унии красуется и славянская подпись представителя Киевской митрополии - Авраамия, епископа Суздальского (упоминается как епископ в источниках с 1436 по 1449). Главным же представителем Киевской митрополии на Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439 гг.) был не кто иной, как ее глава, - посвященный в Константинополе в 1436 и прибывший в Москву в 1437 году митрополит Исидор Киевский († 1463), к тому времени уже авторитетный ученый-гуманист и опытный церковный дипломат. Исидор поехал на собор, едва успев появиться на своей кафедре в Москве, и на соборе стал одним из главных деятелей партии униатов. После собора Исидор был произведен папой Евгением IV в кардинальское достоинство, после чего отправился в свою епархию в качестве подчиненного патриарху Константинопольскому митрополита Киевского и подчиненного непосредственно папе Римскому апостолического легата.
Согласно условиям Флорентийской унии, православные, при сохранении всех своих обрядов, признавали латинян частью единой Церкви, отказывались от всех прежних обвинений латинян в ереси, а также признавали административное главенство Папы Римского. Однако источники XV века заметно противоречат позднейшей историографии относительно конкретного характера влияния Флорентийской унии на получение автокефалии церковью Москвы. Поэтому мы остановимся на событиях середины XV века более подробно.
Исидор должен был утвердить унию на всей территории Киевской митрополии - и в Великом Княжестве Литовском, и в разобщенных русских княжествах, среди которых тогда Москва была первой по чести ради митрополичьего престола, но отнюдь не самой влиятельной на фоне Новгорода и Твери.
Исидор был человеком не только образованным и опытным, но и отчаянно смелым: десяток лет спустя он докажет это в осажденном турками Константинополе, вдохновляя его защитников держаться до последнего. Сам митрополит переживет падение Константинополя (1453) и еще будет назначен титулярным католическим епископом Константинополя в 1458 году. Миссия Исидора в Великом Княжестве Литовском, где великие князья были католиками, заведомо должна была получить поддержку гражданской власти, но о Москве этого сказать было нельзя. И дело тут лишь во вторую очередь было в православии как вере. Гораздо более значительную опасность для миссии Исидора представлял московский церковный сепаратизм - который был достаточно равнодушен собственно к вере, но весьма неравнодушен к вопросам административной власти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments