Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

праздник Покрова

напишу тут сырые тезисы, чтоб не забыть. -- это всегда получается лучше, когда горяд дедлайны по совершенно другим темам.

это у меня пошла энная по счету попытка понять происхождение этого праздника (какие-то выписки на тему в моей картотеке еще с начала 90-х) и вторая серьезная попытка. первая попытка была в начале этого года, но я на всей скорости не вписался в поворот, и меня вынесло в кювет -- на праздники Ризы и Пояса Богоматери; о чем я и написал тогда статью. теперь пытаюсь выбраться из кювета обратно на трассу.

1. гипотезы о русском происхождении праздника должны быть оставлены по очень многим соображениям сразу, главное из которых -- его четкая локализация в К.поле (координата места); думаю, что все такие гипотезы отсекаются на уровне общих законов агиографии.

2. самая заманчивая гипотеза о происхождении праздника -- Wortley 1971: 911 г., Константинополь.

дата "911 г." сохранилась в русской традиции, и она (1 окт. 911) совместима с датой торгового посольства Олега в К.поль (посольство заключило договор 2 сентября, но не сразу покинуло К.поль), которому, согласно ПВЛ, показывали богослужение и всякие святыни. вполне вероятно, что в посольстве были христиане, которые перенесли праздник в Киев (и тогда этот праздник мог очень бережно сохраняться и после 988 г.).

911 г. -- последний год патриаршества Евфимия, уже в 912 смещенного вернувшимся Николаем Мистиком. Николай Мистик отменял все установления Евфимия (вплоть до непризнания хиротоний), следовательно, едва ли не должен был отменить и праздник Покрова, если он был установлен Евфимием.

3. мой комментарий к гипотезе Wortley: строго говоря, она допускает для введения Праздника Покрова весь интервал патриаршества Евфимия, 907--911, т.е. гипотеза работает даже в случае неточности даты 911 г. из русской традиции.

4. Связь с Житием Андрея Юродивого: она хорошо работает в гипотезе Wortley, но не только в ней. это Житие (по крайней мере, за исключением Апокалипсиса) хорошо датируется 10 в., что хорошо согласуется с наличием в нем особой редакции (особого варианта рассказа) о чуде Покрова, если рассказ об этом чуде как таковой восходит к 911 г. (а я добавлю, что не только к этому году, а вообще к концу 9 -- нач. 10 вв.).

5. кстати добавлю и свое мнение о внутренней хронологии Жития Андрея Юродивого: оно датирует себя временем Льва Великого (5 в.), что, как я думаю, есть téléscopage эпохи Льва Мудрого (как раз 911 г. и тп.) на эпоху Льва Великого, выступающую в данном случае в качестве формативной эпохи для К.польских чудес Богородицы во Влахернах, как это происходит в Легенде о Гальбе и Кандиде и далее вообще в византийском официозе (ср. локализацию Покрова, в т.ч. по Житию Андрея Ю., тоже во Влахернах!!! уж не знаю, почему в стихотворении Кузмина сказано "в златом соборе Халкопратии", т.е. ошибка на 180 град.).

6. моя личная гипотеза заключается (пока что) в том, что надо связывать происхождение праздника Покрова 1 октября в один цикл (двухдневный) с памятью Григория Просветителя Армении 30 сентября.

7. в армянских источниках это память обретения мощей.

8. обретений мощей было несколько, важнейшее из них -- в т.ч., для армянской традиции -- в К.поле при Василии Македонянине (т.е. при отце Льва Мудрого). о нем у Киракоса Гандзакеци (остальные армянские источники, кажется, все восходят к Киракосу; но надо проверить). к сож., датировка по Василию дает слишком большой интервал: 867--886. но у Киракоса не просто Василий, а и синхронизация с правлением Ашота Багратуни (886—891), что дает довольно точную дату ок. 886 г.; она же дата начала царствования Льва Мудрого! -- т.о. получаем, что датировки по Василию и Льву Мудрому не так уж противоречат друг другу.

9. цитата из Киракоса, гл.1:

"Когда Аристакес вернулся с Никейского собора, Григор больше не показывался никому. Прожив долгие годы, он почил во Христе, пробыв тридцать лет патриархом. Найдя его мертвым, пастухи кучей навалили на него глыбы камней.

Впоследствии некто, по имени Гарник, человек святой, ведущий отшельническую жизнь, нашел его по наитию [святого] духа и повез, похоронил в деревне Тордан. В дни [правления] императора Зенона часть мощей его и святых сподвижниц Рипсимэ была увезена в Константинополь; там сделали серебряную раку, положили туда мощи святых и написали на ней имя каждого [святого], положили ее (серебряную раку) в мраморную раку и запечатали перстнем. Долгое время они оставались в безвестности: никто не знал, кому они принадлежат, [и знали] только, что принадлежат они святым. [48]

/14/ А в дни правления императора Василия и армянского царя Ашота Багратуни это стало известно вот каким образом. Некий юноша был одержим злым духом, и вот когда юноша молился в той церкви, где находились мощи святых, он, поднятый бесом, упал на раку святых с воплями и криком: «Не терзай меня, святой Григор, просветитель армян; и ты, владычица моя Рипсимэ, пришла, чтобы терзать меня; и ты, Гаянэ 5, терзаешь меня». И так вопил он довольно долго.

Услыхав об этом, люди сообщили царю. [Царь] приказал открыть раку. И когда открыли ее, мощи святых засверкали ярким светом. Император приказал обить золотом мраморную раку и записать на ней имена святых, дабы каждый знал, чья это рака.

Все это, приехав, рассказал царю Ашоту один из евнухов императора. И тот, узнав [об этом], воздал хвалу господу; а день тот был объявлен днем Праздника святого Григора, и по сей день он празднуется в субботу на шестой неделе великого поста." (насчет последней даты -- это армянская специфика, она нам не нужна в данном случае).

если к этому прибавить еще и связанный с Григорием Просветителем сюжет о видении Небесной Скинии (над Эчмиадзином; это есть, в т.ч., и в греч. Агатангелосе), то два видения открытых небес в рамках двухдневного цикла (30 сент. -- 1 окт.) -- вполне могут иметь право на существование.

10. схема Киракоса: перенесение при Зиноне, обретение при Василии (но в один год с началом царствования Льва Мудрого); ср. выше хронологию Покрова: Лев Мудрый, но -- в Житии Андрея Юродивого -- téléscopage на Льва Великого.
Лев Великий как формативная эпоха для чудес Богородицы во Влахернах -- это сложилось как раз при Зиноне (см. мою датировку легенды о Гальбе и Кандиде). таким образом, мы видим, что обе (символические! т.е. эпические в смысле Passions épiques) хронологии совпадают.

11. возникает мысль о вторичности появления Андрея Юродивого в истории Покрова и первичности в ней же -- Григора Лусаворича.

12. тогда, строго говоря, нельзя утверждать, будто праздник Покрова был в Византии утрачен: в Византии у него просто отвалился хвост (последний день), а голова осталась (праздник Григория Просветителя, установленный ок. 886 г.). на Руси ничего не отваливалось, но хвост стал важнее головы. возможно, это и отражает какую-то литургическую реформу 911 года при патр. Евфимии, когда мог "вклиниться" и Андрей Юродивый.

13. С Андреем Юродивым не очень понятно, тк. его культ может восходить к 7 веку, возможной дате (согл. К. Манго, с которым я склонен согласиться) Апокалипсиса Андрея Юродивого, включенного в его Житие, причем, как раз в связи с историей видения во Влахернах. лично я подозреваю, что Житие 10 века -- это весьма поздний продукт культа Андрея Юродивого (что как раз и типично для агиографических романов).

14. получаем (с учетом гипотез выше), что праздник 1 октября -- это второй и последний день цикла, начинающегося 30 сентября.

15. история с мощами у Киракоса Гандзакеци позволяет предположить, что цикл этот ок. 886 г. был не придуман впервые, а реанимирован, в связи с культом мощей, положенных при Зиноне. т.е. что это цикл времен Зинона.

16. с локализацией мощей есть проблема: Киракос говорит, что мощи лежали просто в какой-то "церкви", куда, очевидно, был свободный доступ. это совместимо с Влахернами, но, увы, не с ними одними. К.польский синаксарь (9 или 10 в.) локализует "синаксис" (т.е. праздник в стациональной литургии К.поля) св. Григория Просветителя в мартирии мученика Феодора, а в более поздней ркп. добавлено, что, мол, "а ныне" -- в церкви св. Аверкия, что в патриархии, где и глава его лежит (а ок. 1200 г. паломники поклоняются его мощам в Св. Софии). т.е. для 886 г. получаем, что праздник совершался в мартирии св. муч. Феодора (по своей серости, не знаю, что это такое). NB первая редакция К.польского Синаксаря -- это вовсе не 10 в., а как раз время Василия Македонянина.

17. какой смысл мог иметь цикл 30 сент.--1 окт. во времена Зинона? -- вот тут можно сказать точно: счет 50 дней от Успения Богоматери, когда тоже открылась Небесная Скиния. соответствующий армянский праздник Шолакат -- видение Григорием Просветителем Небесной Скинии над Эчмиадзином -- входит в цикл Успения: суббота перед воскресеньем Успения (Успение -- всегда воскресенье, но ближайшее к 15 августа; в армянском календаре нельзя было поставить большой праздник не на воскресенье). армяно-византийские связи при Зиноне, церковные в т.ч., были самыми что ни на есть интенсивными (о чем известно очень много, далеко не одно лишь сообщение Киракоса о перенесении мощей; гораздо важнее происхождение самого Зинона и гражданская война 476 г. против Василиска и вообще вся предыстория и история Энотикона).

18. дата Успения Богоматери при Зиноне не очень-то известна. если верить нашему счету -- от 30 сент. или 1 окт. назад, -- то получится 12 или 13 августа (вычитаем 49 дней).

19. дата 13 августа -- долго сохранялась как важная дата в грузинском цикле Успения. впервые фиксируется как дата важного богородичного праздника (правда, без фиксации его названия; при этом дата Успения назначается на Рождество Христово) как раз в эпоху Зинона, в Transitus S 3.

20. дата 12 августа возможна рамках 4-дневного цикла Успения (тоже возникает где-то в эпоху Зинона) при начальной дате праздника 9 августа (которая сохранилась в Египте и Эфиопии).

21. практика превращения Успения (или сначала более раннего богородичного праздника в августе?) в аналог Пасхи, с соответствующим отсчетом 50цы от него, -- вполне согласуется с источниками (об назывании Успения "Пасхой" см. подборку у меня в "Трех типах календаря..."). мы знаем ее в более поздней форме, где отсчет идет от 15 августа и приводит к Дионисию Ареопагиту 3 октября (причем, опять в двухдневном цикле: с Иерофеем Афинским 4 октября); но это уже 6 век, как раз в качестве модификации того цикла эпохи Зинона, который мы должы реконструировать.

22. с этим надо что-то делать.

UPDATE
ок. 886 -- эпоха всяких дипломатических заходов Василия Македонянина кАшоту. подробно см. Тер-Гевондян, Армения и Арабский Халифат (но тамвсе равно маловато деталей).

богословская ситуация -- видимо,все еще та, что создалась в 860-е гг. после переписки Фотия икатоликоса Захарии (ее нужно считать подлинной, вопреки новейшимиздателям посланий Фотия) и Ширакаванского собора 862 г. (последнееозначает существование большой новообразовавшейся группыармян-халкидонитов! они-то и были таргет-группой реанимированногокульта св. Григория).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments