Bishop Gregory (hgr) wrote,
Bishop Gregory
hgr

Categories:

занимательная агиография

из смешных историй, рассказанных Анастасией Георгиевной Шатиловой (дочерью вл. Григория Граббе и ~ праправнучкой Хомякова, а также многолетним делопроизводителем Синода РПЦЗ). на этот раз -- про св. Иоанна Шанхайского (Максимовича; + 1966 г.). кто не знает, Иоанн Шанхайский -- это был такой великий святой и чудотворец, в жанре Иоанна Кронштадтского, но в несколько других исторических условиях. о нем можно нарыть кучу сведений в интернете.
текст
однажды вл. Иоанн обедал в доме Граббе, где ему положили на тарелку большую форель. через некоторое время, к ужасу хозяев, тарелка оказалась абсолютно пустой: он съел форель с головой, жабрами и костями.
комментарий

агиографические истории можно интерпретировать так же, как и Священное Писание, -- открывая в них, помимо буквального (= телесного), еще и душевный и духовный смысл (подробности см.: Ориген, О началах).

буквальный смысл, в данном случае, -- это чудаковатое поведение, подтверждающее лишний раз репутацию полуюродивого, которая была у вл. Иоанна очень прочной. стопроцентно юродствовать он не мог, т.к. для епископа это совсем непозволительная роскошь; он и так балансировал на грани (а иногда и за гранью). но отчасти -- юродством пользовался. юродство -- это радикальное средство скрыться от мира, если живешь в самой его гуще. по роду службы, св. Иоанн должен был сильно тусоваться; в этом он был как Иоанн Кронштадтский. но по этой же причине оба они были не чужды юродству, которое для Иоанна Шанхайского превратилось в стиль поведения.

еще из рассказов А.Н. Шатиловой о нем: иногда возникало всеобщее смущение, когда св. Иоанн спускался по трапу самолета: ветер развевал полы рясы, и становилось заметно, что под рясой у него ничего не надето.

примерно так же юродиво он поступал с едой в своей повседневной жизни -- а жил он в архиерейских покоях, хотя и скромных, где за ним присматривали и как-то ухаживали, т.е. он не мог быть предоставлен сам себе в отношении заботы о собственном пропитании: обыкновенно он съедал всю приготовленную для него еду за один раз, в начале ночи, сливая все блюда в одну тарелку (последний метод -- это еще раннесредневековая классика борьбы со вкусной и здоровой пищей; описано в патериках).

не буду выдумывать в этой истории никакого духовного смысла (хотя он тут едва ли не очевиден -- ΙΧΘΥΣ), а перейду сразу к душевному, т.е. к методологическим выводам для спасения отдельно взятой души.

в мирской системе координат существует семантическая оппозиция между ресторанной пищей (форель) и помоями (пищевыми отходами вроде рыбных голов и костей). однако, в более релевантной для нашего спасения системе координат данная оппозиция снимается, т.к. и изысканные произведения человеческой (кулинарной и не только) культуры, и противоположный им "низовой" ряд объединяются в понятии "мирского". так, если продолжать пример с пищей, то в грехи чревобесия (желания поесть побольше) и гортанобесия (желания поесть повкуснее) с одинаковым успехом впадают и те, кто ест на помойках, и те, кто ест в ресторанах. (не знаю, нужно ли доказывать, т.к. это широко известный и легко наблюдаемый факт: за более вкусные объедки тоже возникает обыкновенная человеческая конкуренция). а с христианской точки зрения -- то и другое -- это еда, которую либо выбирать не приходится, либо, когда есть возможность выбирать, надо выбирать не из пищевых (гортанобесных) соображений.

сказанное относится ко всей светской еде и, точно так же, ко всей светской культуре: если нужно ей пользоваться ради каких-нибудь христианских целей -- то очень глупо ограничивать диапазон одними верхними регистрами. классическая музыка так же бесконечно далека от христианства, как любой другой жанр, включая столь отвратную для меня (по причине моего греха музыкального гортанобесия) попсу.

...на днях мне пришлось в компании Анастасии Георгиевны Шатиловой и еще некиих лиц что-то есть в такой импровизированной обстановке, что не всем хватило вилок-ложек. на сокрушенное замечание вл. Феодора на мой счет, что, мол, опять отцу иеромонаху придется есть руками, я имел удовольствие заметить: Панки грязи не боятся!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments